Марий Викторин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Марий Викторин

281-363

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Марий Викторин

Марий Викторин (Marius Victorinus) (ок. 275, Африка,— после 362), римский философ-неоплатоник; в старости обратился в христианство. Перевёл на латинский язык логические работы Аристотеля («Категории», «Об истолковании»), сочинения Плотина, Порфирия («О пяти общих понятиях»), возможно, Ямвлиха («О богах»). Автор сочинений по риторике и диалектике («О гипотетических силлогизмах», «Об определениях»), а также комментарии к диалогам Цицерона (в частности, к «Топике» и «Нахождению»). Написанные им после обращения в христианство трактаты «Против арианина Кандида», «Против Ария» (4 кн.), «Понимание „единосущного"» — первая на Западе попытка использования неоплатонической доктрины при разработке тринитарной проблемы. В частности, Марий Викторин использовал намеченную Плотиной и развитую Порфирием триаду «бытие—жизнь—ум», в соответствии с которой он понимал соотношение лиц Троицы: Отец есть бытие (сущность, субстанция), Сын — определение этого бытия, раскрывающееся в движении двоякого рода: в самопорождении, благодаря которому бытие проявляет себя (жизнь, Иисус Христос), и в возвращении к себе самому (ум, святой Дух). Как жизнь и ум не лишены бытия, так и бытие обладает жизнью и умом, поэтому о различии лиц говорится на основании того, что каждое лицо есть по преимуществу.

Труды Мария Викторина оказали значительное воздействие на духовное становление Августина.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Traites thiologiques sur la Trinite, texte etabli par P. Henry, introd., trad, et notes P. Hadot, v. 1—2, P., 1960; Commentarii In epistulas Pauli ad Galatas, ad Philippenses, ad Ephesios, ed. A. Locher, Lpz., 1972; Opera omnia, ed. A. Locher, Lpz., 1Я76.

Литература: H a d o t P., Porphyre et Victorinus, P., 1968.

Марий Викторин (Caius Marius Victorinus) (281/91, Африка – после 363) – римский неоплатоник, ритор, педагог, комментатор. В 355 году принял христианство. Наследие его чрезвычайно разнообразно. Большая часть того, что делал В. не имело прецедентов в латинской традиции. Он написал комментарии на «Топику» и «О нахождении» Цицерона, трактаты о гипотетических силлогизмах (ввел само это название), работу по теории определений, перевел «Эйсагог» (Введение в категории) Порфирия, «Категории» и «Об истолковании» Аристотеля, возможно, трактаты из 1-й Эннеады Плотина, разрабатывал тринитарное богословие, тогда еще неизвестное на Западе, был первым латинским комментатором «Посланий» апостола Павла. Большая часть его работ родилась из нужд преподавания. Переводя греческих философов, он создает латинскую философскую терминологию, вводя при этом неологизмы. Его стиль часто «темен», мало проработан.

До своего обращения, в комментарии на «О нахождении» Цицерона, он демонстрирует религиозный скептицизм, говоря, что в повседневной жизни предпочтительнее следовать древней отеческой религии, хотя и мнение христиан не более абсурдно, чем прочие; всех же их превосходит философия Платона. Как неоплатоник он следовал Порфирию. Приняв крещение, Марий Викторин воспринимал христианство сквозь призму платонизма: Логос (или Ум) предсуществует в Отце и рождается, чтобы создать умопостигаемый мир; души предсуществуют в Уме; они пали в этот чувственный мир, соблазненные материей. Их хранит Логос (т.е. Христос или Дух Святой, тождественные для Мария Викторина), который и возвращает их к Отцу.

Марий Викторин участвовал в тринитарных спорах 359–363 годов. В переписке с вымышленным оппонентом, арианином Кандидом, и в сочинении «Против Ария» (359/360) он опровергает арианство, не принимает «подобосущия» Сына Отцу, считая, что можно говорить о «подобном качестве», но не о подобной субстанции. В «Против Ария» II (361) и «De homoousio recipiendo» («О принятии единосущия») выступает против запрета использовать в символе веры слова ousia (сущность) и homousios (единосущный), доказывая, что они соответствуют языку Свящ. Писания и Церкви. Моральная смелость Мария Викторина сказалась в том, что, будучи заметной фигурой в Риме, он противостоял религиозной политике императоров Констанция и Юлиана в эпоху всеобщего конформизма. Уйдя в отставку при императоре Юлиане (362), он комментировал «Послания» Павла (к Галатам, Филиппинцам и Эфесянам). Его логические работы через посредство Боэция, Кассиодора, Исидора оказали значительное влияние на средневековую мысль. Христианские его сочинения практически не читались, поскольку его риторико-философские методы в целом были чужды церковной традиции; однако некоторые из его работ повлияли на Алкуина и Иоанна Скотта Эриугену.

В.В. Петров

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 494.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Все римляне (биографический указатель в алфавитном порядке)

Римские императоры (биографический указатель в хронологическом порядке)

Сочинения:

Traités théologiques sur la Trinité, éd. P.Henry et P.Hadot, 2 vol. P., 1960 (Sources chrétiennes, t. 68–69);

In epistulas Pauli, ed. Locher. Lipsiae, 1972 (Bibliotheca Teubneriana);

Opera theologica, ed. Locher. Lipsiae, 1976 (Bibliotheca Teubneriana);

Ars grammatica, ed. I.Mariotti. Firenze, 1967;

In Ciceronis Rhetoricam, ed. C.Halm, in: Rhetores Latini Minores. Lipsiae, 1863;

De definitionibus, ed. Th.Stangl, in: Tulliana et Mario-Victoriniana. Münch., 1888;

Theological Treatises on the Trinity, transl. M.T.Clark. Wash., 1981.

Литература:

Hadot P. Marius Victorinus. P., 1971;

Он же. Porphyre et Victorinus, 2 vols. P., 1968.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС