Маритен Жак |
|
1882—1973 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Жак МаритенМаритен (Maritain) Жак (1882-1973) - французский философ-неотомист. Первоначально воззрения Маритена формировались под влиянием А. Бергсона, но после принятия католичества в 1906 году он стал приверженцем Фомы Аквинского. С 1914 года - профессор Католического института в Париже. Был тесно связан с Институтом средневековых исследований в Торонто (Канада). В 1940-1945 годы жил в США, работал профессором Принстонского и Колумбийского ун-тов. В 1945-1948 - посол Франции в Ватикане. В 1948-1960 годы - проф. Принстонского ун-та. Маритен критиковал учение М. Лютера и философию Нового времени, полагая, что ее представители и прежде всего Р. Декарт и Ж.-Ж. Руссо повинны в разрушении ценностного фундамента средневековой культуры. Анализируя совр. ему философию и отмечая ее недостатки, Маритен, тем не менее, полагал возможным ассимилировать в рамках томистской традиции многие положения А. Бергсона, 3. Фрейда, Экзистенциализма, Неопозитивизма и Неорационализма. Для него свойственно экзистенциальное прочтение томистского учения о бытии: «мистическое фонтанирование» акта существования, исходящего от Бога, является основой мира природы и истории. В области теории познания он придерживался платформы умеренного реализма. Это роднит его взгляды с учением Э. Жильсона, хотя последний и усматривал в них излишнюю дозу кантианства. Исторический процесс, согласно Маритену, подчинен божественному провидению, но одновременно в нем имеется и гуманистический смысл, который постоянно совершенствуется. Единение «града земного» и церковного сообщества - «града Божия», на его взгляд, должно способствовать воплощению в общественной жизни христианско-либерального идеала «интегрального гуманизма». Социокультурный идеал Маритена получил официальное признание католической церкви после II Ватиканского собора (1962-1965). Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 299-300. Сочинения: Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. М., 1988; Знание и мудрость. М., 1999; Человек и государство. М., 2000; Избранное: Величие и нищета метафизики. М., 2004; Творческая интуиция в искусстве и поэзии. М., 2004; От Бергсона к Фоме Аквинскому: очерки метафизики и этики. М., 2006; Distinguer pour unir ou les Degres du savoir. P., 1932; Humanisme integral. P., 1936; Court traite de l'existence et de I'existant. P., 1947. Вернуться на главную страницу Маритена
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |