Мареев Сергей Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мареев Сергей Николаевич

р. 1941

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сергей Николаевич Мареев

Мареев Сергей Николаевич (2. 05. 1941, Москва) - философ, д-р философских наук, проф. Ученик и соратник Ильенкова, специалист в области диалектической логики, историк советской философии. Член Оргкомитета философского общества «Диалектика и культура», организующего международные Ильенковские чтения. По окончании философского ф-та МГУ (1969) работал в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (1970-1972), Институте философии АН СССР (1972-1984), в вузах г. Москвы. В 1986 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Диалектика логического и исторического и конкретный историзм К. Маркса». С 2002 г. - зав. кафедрой философии в Современной гуманитарной академии (Москва). В монографии «Диалектика логического и исторического и конкретный историзм К. Маркса» (1984) исследовал логический метод «Капитала» (категории абстрактного и конкретного, исторического и логического, особенного и всеобщего, тождества и различия, противоречия и др.). Конкретный историзм, по  Марееву, есть особый принцип взаимосвязи логики и эмпирии, теории и факта. Данный принцип требует, чтобы теория выражала имманентную логику фактов, т. е. их существенную взаимосвязь в составе конкретного целого. Критерием, позволяющим отличить то, что существенно для данного предмета, от внешних и случайных форм его бытия, служит его внутреннее противоречие. Проблема состоит в том, чтобы отыскать конкретный факт, благодаря к-рому такое противоречие находит разрешение в самой реальности и возникает новая всеобщая историческая форма бытия. В коллективной работе «Принципы материалистической диалектики как теории познания» (1984) Мареев исследовал категорию системы, образующую краеугольный камень монистической теории познания (гласа «Принцип системности и диалектика»). Диалектический принцип системности, или «органической целостности», противопоставляется им формализованному «системному подходу», развиваемому в русле аналитической философии. В работах Мареева 2-й. половины 80-х годов дается концептуальный анализ категорий содержания и формы. За отправную точку исследования им берется гегелевская концепция двоякого отношения формы к ее содержанию. Он подчеркивает, что чисто формальное движение в определенный момент неизбежно наталкивается на сопротивление содержания, которое в себе отнюдь не бесформенно, а обладает своей внутренней имманентной формой. А эту форму раскрывает иная логика-диалектическая. Категории диалектики, поскольку она основывается на принципе тождества мышления и бытия, представляют собой содержательные, «бытийные» формы мысли, или «конкретные абстракции» (Э. В. Ильенков). Специальную разработку в трудах Мареева получает категория «формальной формы», впервые встречающаяся в экономических рукописях К. Маркса. В 90-е годы Мареев обращается к логическому анализу экономических теорий и категорий («Введение в пострыночную экономику», 1993); опубликовал книгу о своем учителе Э. В. Ильенкове. В 2000-е гг. выходят его учебные пособия по истории философии, логике и философии науки. Особое место среди работ Мареева занимает диалектико-материалистический анализ истории советской философии, в к-ром впервые в отечественной литературе прослеживается линия интеллектуальной преемственности: Г. Лукач - Выготский - Ильенков. Мареев предложил теоретический анализ основных тенденций в развитии советской философии, в которой шла борьба разных трактовок предмета и метода марксистской философии, материалистической диалектики, соотношения диалектики, логики и теории познания. Истоки этого противостояния он видит в различном понимании философии марксизма Лениным и Плехановым. Именно последователи Плеханова, считает Мареев, повлияли на формирование официально принятой в СССР версии философии - диалектического и исторического материализма; диалектика, понятая как общая теория развития, была основой преподавания курса философии в высших учебных заведениях Советского Союза. Другая линия в советской философии была представлена сначала Г. Лукачем, а после Отечественной войны, в первую очередь, Ильенковым, у которых суть марксистской философии выражена в ее методе - материалистической диалектике, тождественной логике и теории познания марксизма. Именно в творчестве Ильенкова, утверждает Мареев, на материале истории философии, экономической, педагогической, эстетической теории были продемонстрированы преимущества конкретного историзма как основания диалектической логики; с тех же позиций Выготский стремился преодолеть методологический кризис в советской психологии.

А. Д. Майданский

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 361-362.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Диалектика логического и исторического и конкретный историзм К. Маркса. М., 1984; Принцип системности и диалектика // Принципы материалистической диалектики как теории познания. М., 1984; Формальные и содержательные системы в научном познании // Вопросы философии. 1986, № 6; Введение в пострыночную экономику. М., 1993; Встреча с философом Э, Ильенковым. М., 1994; 2-е изд., доп. М., 1997; Логика. М., 2006; Из истории советской философии: Лукач - Выготский - Ильенков. М., 2008; Философия науки (в соавт.). М., 2009; Классическая философия и «философия науки». М., 2009; Мыслить.., М., 2011; Миф о Бердяеве. М, 2012; Экономическая теория Маркса и ее критики. М, 2012; Проблема мышления: созерцательный и деятельносгный подход. М., 2013.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС