Марат Жан Поль
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Марат Жан Поль

1743-1793

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Жан-Поль Марат

Марат

Марат Жан-Поль (1743-1793) — политический деятель эпохи Великой Французской Революции, врач, журналист, один из лидеров якобинцев. Имя Марата упоминается в трудах Гумилёва. Так, в книге «Тысячелетие вокруг Каспия» историк пишет: «Ну вот, прошло 200 лет, и мы видим, что Марат сопоставим с Кабошем, Дантон — с Этьеном Марселом, а Дюморье — с графом Арманьяком. Настоящая же история французского этноса началась в кровавый день битвы при Фонтане, потом — при прочтении Страсбургской клятвы и оформилась при избрании Гуго Капета. Видно это только при отдалении и охвате одним взглядом всего тысячелетнего процесса этнической истории Франции» («Тысячелетие вокруг Каспия», 110).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 386-387.


Jean Paul Marat

Жан-Поль Марат (1743-1793) - политический деятель, один из вождей якобинцев. По профессии врач и журналист. До революции написал несколько книг и брошюр по общественным и естественно-научным вопросам. С 12 сентября 1789 г. по самый день смерти Марат издавал газету "Друг народа", выражавшую интересы парижской бедноты. В этой газете Марат выступал с резкой критикой Учредительного собрания и Парижского, за что неоднократно подвергался преследованиям. Его несколько раз привлекали к суду, газету закрывали, типографии, в которых она печаталась, громили. Но Марат упрямо продолжал свое дело. В течение почти двух лет ему приходилось вести конспиративный образ жизни, дважды временно эмигрировать в Англию. После революции 10 августа Марат стоял во главе борьбы якобинцев с жирондистами и пользовался большим влиянием на дела Коммуны (парижского муниципалитета), всюду отстаивая интересы бедноты. Избран депутатом Конвента от Парижа. Деятельность Марата, как члена Наблюдательного Совета Коммуны, руководителя монтаньяров в Конвенте и издателя "Друга Народа", навлекла на него яростные нападки имущих классов. 14 апреля 1793 г. он по настоянию жирондистов был привлечен к суду за агитацию, призывающую к роспуску Конвента, к грабежам и убийствам. Под давлением парижской бедноты Революционный трибунал 24 апреля оправдал его, и Марат с триумфом был приведен обратно в Конвент. Вместе с Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая - 2 июня 1793 г., отнявшего власть у жирондистов. Убит Шарлоттой Корде 13 июля 1793 г.

Перепечатывается с сайта
Великая Французская революция

http://liberte.da.ru/


Марат (Marat) Жан Поль (24.5.1743, Будри, Швейцария,— 13.7.1793, Париж), деятель Великой франц. революции 1789, учёный и публицист. В 16 лет поселился во Франции. Получил мед. образование, изучал естеств. и филос. науки в Бордо и Париже. Испытал влияние идей франц. Просвещения. В 1765 переехал в Англию, занимался врачебной практикой, к-рая принесла ему большую известность. В 1775 Эдинбургский ун-т присудил М. учёную степень доктора медицины. В 1776 М. возвратился в Париж. В своих трудах «Цепи рабства» (1774), «План уголовного законодательства» (1780) выдвигал идею вооруж. восстания и революц. диктатуры, обосновал право бедных на борьбу против угнетателей. С началом Великой франц. революции М. целиком посвятил себя делу служения восставшему народу.В 1789 он написал проект «Декларации прав человека и гражданина», начал издавать газ. «Друг народа» (в 1792 переим. в «Газету Французской республики»), завоевавшую популярность в массах как бое- вой орган революц. демократии. В своих статьях и письмах М. предлагал целую программу социальных преобразований в интересах простого народа, требовал довести революцию до конца. Свою задачу видел в политич. просвещении нар. низов. В 1790 вошёл в состав клуба кордельеров, в к-ром преобладающее влияние имели демократы левого направления. Он гневно разоблачал врагов революции, требовал применения к ним революц. террора. Когда контрреволюционеры хотели втянуть Францию в войну, чтобы штыками прус, и англ, интервентов задушить революцию, М. призвал граждан защищать своё отечество. 15 мая 1790 в открытом письме «К просвещённым и отважным патриотам» он выдвинул программу действий народа на случай войны, призывал противопоставить войне между народами гражд. войну. М. написал обращение к войскам с призывом в случае воен. действий прежде всего расправиться с внутр. врагами. С началом войны европ. монархов против Франции М. решительно требовал защищать революц. отечество, призывал к вооружению всего народа, к созданию революц. армии, к сокращению королевской регулярной армии до минимума и к передаче её под постоянный нар. контроль. М. вёл непримиримую борьбу против изменников революции. Преследование властей, травля со стороны политич. пр-ков вынуждали М. скрываться. В янв. 1790 и дек. 1791 — апр. 1792 он находился в Англии. После падения монархии М. был выдвинут в Комитет наблюдения революц. коммуны Парижа. Он стал одним из вождей якобинцев и решительно выступал против пепоследоват. политики жирондистов. В сент. 1792 М. был избран депутатом Конвента. В апр. 1793 жирондисты добились ареста М. и предания его суду Революц. трибунала; однако он был оправдан и с триумфом возвращён народом в Конвент. Вместе с Робеспьером и другими якобинскими вождями М. руководил подготовкой восстания 31 мая — 2 июня 1793, свергнувшего контрреволюц. власть жирондистов. Болезнь помешала М. принять активное участие в деятельности Конвента после прихода якобинцев к власти, но он продолжал выпускать свою газету. Был убит жирондисткой Ш. Корде. Похороны М.— друга народа, как называли его трудящиеся Парижа, превратились в грандиозную политическую манифестацию.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5.


Ученый и публицист

Марат (Marat), Жан Поль (24.V.1743 - 13.VII.1793) - деятель Великой французской революции, ученый и публицист. Родился в городе Будри близ Невшателя (Швейцария) в небогатой семье учителя иностранных языков. 16 лет уехал во Францию, два года был воспитателем в доме негоцианта в Бордо; в 1762-1765 годы занимался естественными и философскими науками в Париже, испытал идейное воздействие просветительской мысли, в особенности Ж. Ж. Руссо и Ш. Л. Монтескьё. В 1765 году переехал в Великобританию, работал там в тех же областях науки, особенно много занимался медициной. Теоретические и экспериментальные занятия медициной Марат совмещал с практикой врача, принесшей ему известность. В 1769 году вышла первая книга Марата "Об одной глазной болезни", вслед за которой на протяжении ряда лет было опубликовано несколько работ Марата по вопросам медицины и физики. В 1775 году Эдинбургский университет присудил Марату ученую степень доктора медицины. В эти же годы Марат работал над большим естественно-философским сочинением "О человеке", вышедшем в 1775 году в Амстердаме и встреченном отрицательно корифеями Просвещения (Вольтер, Д. Дидро) за антиматериалистическую направленность его философской части.

Марат, уделяя главное внимание медицине и физике, создавшим ему известность в научном мире Европы, в то же время занимался и политическими проблемами. В 1774 году в Лондоне было опубликовано анонимно на английском языке его первое политическое сочинение "Цепи рабства", трактующее широкие вопросы борьбы с феодально-абсолютистским строем и доказывающее неизбежность революции. Эти передовые общественные идеи были развиты Маратом в изданном в 1780 году в Невштателе его политико-юридическом сочинении "План уголовного законодательства". Таким образом, еще за 15-10 лет до начала Великой французской революции Марат определил свое место на левом крыле французского Просвещения как последовательный революционный демократ.

В 1776 году Марат возвратился в Париж и посвятил себя занятиям медициной и физикой. Росла его известность как ученого; это побудило его принять предложение занять должность президента Академии наук в Мадриде, однако противодействие парижских академических кругов помешало осуществлению этого плана. Марат остался в Париже, продолжая свои опыты в области физики, также работал как врач, пользующийся большой популярностью.

С началом революции он оставил научные занятия и целиком посвятил себя служению восставшему народу. В 1789 году Марат опубликовал брошюры "Дар отечеству" и "Дополнения", в которых ставит задачи объединения всех сил в борьбе против абсолютизма. С сентября 1789 года, выступая как редактор, автор и издатель, Марат на собственные средства стал издавать газету "Друг народа" - боевой орган революционной демократии; газета вскоре стала оказывать большое влияние на народные массы. Секрет успеха "Друга народа" объяснялся не только литературным талантом Марата, но главным образом его политической линией. Марат последовательно отстаивал задачи развития демократического и социального содержания революции, срывая маски с тех, кто, прикрываясь лживыми и лицемерными фразами, стремился затормозить дальнейшее развитие революции, превращаясь в консервативную, а затем и контрреволюционную силу. Проявляя замечательную революционную прозорливость, Марат предсказывал измену революции со стороны Ж. Неккера, О. Мирабо, затем М. Ж. Лафайета и вел против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они еще были в зените славы. С такой же решительностью Марат вел позднее борьбу против жирондистов, изобличая их двоедушие, половинчатость, приведшие их, в конце концов, к враждебным революции позициям. Подвергаясь не только травле в печати, но и преследованиям со стороны властей, Марат в январе 1790 года уехал в Великобританию, по возвращении (май 1790 года) скрывался и издавал свою газету в подполье, в декабре 1791 года вновь уехал в Великобританию, в апреле 1792 года вернулся, но снова подвергся преследованиям и ушел в подполье.

Уделяя преимущественно внимание политическим вопросам, в решении которых Марат выступал замечательным мастером революционной тактики, он, хотя и в меньшей мере, разрабатывал социальные проблемы революции, всегда твердо и последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоев. Этой мужественной защитой интересов народа Марат завоевал огромную популярность в массах, видевших в нем неустрашимого и бескорыстного борца за справедливые требования народа. На выборах 1792 году в Конвент Марат был избран от Парижа. В целях консолидации всех революционных сил для победы над интервентами Марат в сентябре 1792 года переименовал газету "Друг народа" в "Газету Французской Республики" и провозгласил в ней новый курс - забвение партийных разногласий и объединение во имя спасения республики. Однако жирондисты не приняли его предложения. В апреле 1793 года, вопреки депутатской неприкосновенности Марата, жирондисты добились в Конвенте предания Марата суду трибунала, завершившемуся полным его оправданием и триумфальным возвращением в Конвент. Вместе с М. Робеспьером и другими якобинскими вождями Марат руководил подготовкой восстания 31 мая - 2 июня 1793 года, свергнувшего власть Жиронды. Болезнь Марата помешала ему принять активное участие в деятельности Конвента и других революционных органов после прихода якобинцев к власти. Однако, несмотря на болезнь, Марат продолжал выпускать газету до момента, когда нож Ш. Корде оборвал его жизнь. Убийство Марата было воспринято народом как огромное бедствие, и его похороны стали грандиозной политической манифестацией.

В дворянской и буржуазной историографии имя Марата подвергалось клеветнической хуле. Даже в новейших буржуазных специальных работах о Марате (см., напр., L. Sidney Phipson, J. P. Marat, his career in England and France before the revolution, L., 1924) его исторический образ грубо фальсифицировался. Лучшей работой о Марате было вышедшее в 1865 году сочинение А. Бужара, положительно принятое К. Марксом и Ф. Энгельсом, весьма высоко ценившими Марата. В научном отношении наиболее основательной была биография Марата, написанная Т. Шевремоном. Ряд работ о Марате создан советской историографией. В 1956 году вышли в СССР "Избранные произведения" Марата (в 3 томах), которые являются наиболее полным изданием сочинений Марата не только в Советском Союзе, но и во всем мире.

A. З. Манфред. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Сочинения: Les pamphlets de Marat, P., 1911; в рус. пер. - Избр. произведения, т. 1-3, М., 1956; Письма. 1776-1793, М., 1923.

Литература: Фридлянд Ц., Ж.-П. Марат и гражданская война XVIII в., 2 изд., М., 1959; Волгин В. П., Марат, в его кн.: Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; Манфред А. З., Марат, М., 1962; Салтановская Т. Г., Тактика Ж.-П. Марата в период деятельности Законодательного собрания..., в кн.: Французский ежегодник. 1959, М., 1961; Bougeart A., Marat, l'ami du peuple, v. 1-2, P., 1865; Chevremont F., J. P. Marat. Esprit politique, v. 1-2, P., 1880; Cabanés A., Marat inconnu. P., (1914); Gottschalk L. R., J. P. Marat, N. Y., 1927; Walter G., Marat, P., 1933; Massin J., Marat, P., 1960.


Сторонник неограниченного беззакония

«Я считаю себя первым, а может быть и единственным политиком во Франции, предлагающим после революции установить власть диктатора» - заявил под гром аплодисментов в сентябре 1793 г. в парламенте - Конвенте - известный деятель французской революции Жан-Поль Марат (1743-1793).

Возможно именно по этому (среди прочего), Марата при советской власти пропаганда стала воспевать как одного из излюбленных героев. Его именем были названы мощный линкор и улицы ряда городов, а многие одурманенные этой пропагандой родители принялись называть Маратиками своих сыновей.

Теперь Марат героем уже не считается: это неудобно в условиях декларируемой у нас демократии. Впрочем, демократом до революции был и он сам, когда получил гуманнейшую профессию врача. "Я был крайне враждебен деспотизму" - подчеркивал Марат в своей книге "Цепи рабства", опубликованной впервые в Англии в 1774 г. и вышедшей на французском языке двумя десятилетиями позже. В этой книге он делает заявление, сближающее его с либералами, отрицающими, как известно, руководящую и направляющую роль государства в обществе. «Поддержание царства справедливости и свободы тем успешнее, чем меньше государства».

Впрочем, в своих теоретических изысканиях о политике Марат показал себя порядочным путаником. Эта путаница, в конце концов, и превратила его из сторонника свободы в глашатая диктатуры. В начале французской революции он был сторонником монархии, правда ограниченной. Но летом 1791 г. он проклял идею монархии и добился вместе со своими друзьями якобинцами казни короля в январе 1793 г.

К тому времени Марат окончательно отбросил свободолюбивые взгляды. Это было результатом его сумбурных и примитивных представлений об обществе. Он был, например, сторонником сумасбродной идеи, что "торговля - антинациональная сила" и решительно требовал "установления равенства, в области пользования жизненными благами". Но упразднить торговлю без применения насилия - немыслимо. А поскольку в ходе развития революции обнаружилось, что многие ее участники, конституционалисты и жирондисты, решительно отвергают такие взгляды, то он объявил их врагами и антипатриотами, которых необходимо истребить.

Особенно привлекала Марата, как врача, машина для отрубания голов. Сарай, где она испытывалась на овцах, был расположен по соседству с типографией этого пламенного сторонника народного счастья. Следует "отрубить головы министрам и их подчиненным, всем командирам батальонов - антипатриотам", - требовал он в издаваемой им газете "Друг народа".

Машина была пушена в ход, но к народному счастью это не привело, что побудило бывшего отчаянного сторонника свободы выдвинуть идею, что "ради общественного блага следует пожертвовать всеми законами". Сторонника неограниченного беззакония 13 июля 1793 г. заколола кинжалом монархистка Шарлотта Корде. Террор, к которому призывал дошедший по полного безумия Марат, вполне естественно настиг и его самого.

Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.


Далее читайте:

Великая французская революция (хронологическая таблица).

Максимилиан Робеспьер. О похоронах Марата и о мерах общественного спасения. Речь в Обществе друзей свободы и равенства 14 июля 1793 г.

Де Будри Давид Иванович (1756-1821). брат Жана-Поля Марата.

Сочинения:

Марат Ж.П. Избранные произведения. В 3 т. М. "Наука" (Литературные памятники). Пер. с франц. 1956, Т. 1—3.

Марат Ж.П. "Проект декларации прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной конституции".

Письма 1776—1793. Пер. с франц. М., 1923.

Литература

Фридлянд Г.С. Жан Поль Марат и гражданская война XVIII в. М. 1959

Тарле Е.В. Жан-Поль Марат, друг народа. В кн. Тарле Е.В. Сочинения т.6. М. Изд-во АН СССР. 1959

Манфред А. З. Марат. М. "Молодая гвардия" (ЖЗЛ). 1962

Манфред А. З. Жан Поль Марат и его произведения. В кн. : Манфред А.З. Великая французская революция. М. "Наука". 1983

Молчанов Н. Монтаньяры. М. "Молодая гвардия" (ЖЗЛ). 1989

Алданов М. Ванна Марата. В кн. : Алданов М. Очерки (Сочинения, кн.2) М. "Новости". 1995

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС