Мангейм Карл
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мангейм Карл

1893-1947

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Карл Мангейм

Манхейм (Mannheim) Карл (27.3.1893, Будапешт, - 9.1.1947, Лондон), немецкий социолог. В 1933 году эмигрировал в Великобританию. Манхейм пытался создать последовательную концепцию, объясняющую специфику отражения социальной действительности. Он заимствовал у К. Маркса положения о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии  от экономических отношений, однако вульгаризировал их. Манхейм полагал, что взгляды различных социальных групп продиктованы лишь их непосредственными интересами. Отвергая какой-либо объективный критерий истинности в познании общественных явлений, Манхейм пришёл к позиции исторического релятивизма. Называя свою точку зрения «реляционизмом», Манхейм изображал историю общественной мысли как столкновение классово-субъективных миросозерцаний, каждое из которых является «частичной идеологией», т. е. заведомо искажённым отражением социальной действительности, а все в совокупности — «тотальной (общей) идеологией». Согласно Манхейму, любая идеология представляет собой апологию существующего строя, взгляды класса, заинтересованного в сохранении статус-кво, которым противостоит столь же необъективная и пристрастная утопия, или взгляды оппозиционных обездоленных слоев. В случае прихода последних к власти утопия, по Манхейму, автоматически превращается в идеологию, и т. д. В конечном итоге концепция Манхейм подменяет подлинно классовое сознание партикулярными интересами профессиональных слоев, поколений и т. п., среди которых он выделяет творческую интеллигенцию, как якобы стоящую вне классов и единственно способную к беспристрастному познанию общества, причём лишь потенциально. Именно с интеллигенцией Манхейм связывал надежды на сохранение буржуазной демократии в условиях так называемого «массового общества», подверженного социальной демагогии и опасности установления тоталитарной, фашистской диктатуры. Считая неизбежными социальную стратификацию и существование так называемые демократические элиты, Манхейм особое внимание в этой связи уделял проблемам воспитания и подготовки личности к исполнению предназначенной ей социальной роли, интеграции в буржуазно-демократической общественной системе. Старый экономический либерализм, по Манхейму, исчерпал свои возможности, поэтому он призывал к расширению вмешательства буржуазного государства в экономику и другие общественные сферы.

Взгляды Манхейма оказали влияние на буржуазную социологию, в частности служили теоретическим обоснованием социологии, познания, претендующей на роль метасоциологии; их широко использовали сторонники концепции деидеологизации общественных наук; многие представители буржуазной футурологии, особенно О. Флехтхайм, рассматривали себя как продолжателей традиции Манхейма, будто бы преодолевших антиномию идеологии и утопии.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Ideologie und Utopie, L., 1929; Diagnosis of our time: wartime essays of a sociologist, L., 1943; Freedom, power and democratic planning, N. Y., 1950; Essays on the sociology of knowledge, N. Y., 1952; Essays on sociology and social psychology, L., 1953; Essays on the sociology of culture, L., 1956; Systematic sociology, L., 1959; Man and society in an age of reconstruction, N. Y., 1967.

Литература: Москвичев Л. Н., Теория «деидеологизации»: иллюзии ч действительность, М., 1971; его же, Совр. бурж. социология знания, М., 1977, гл. 3; Я к о в л е в М. В., Идеология, М., 1979, гл. 4; M i l l s С. W., Power, politics and people. The collected essays, N. Y., 1963; M e r t o n R. K., Social theory and social structure, N. Y., 1968; F r i e d r i с h s R. W., A sociology of sociology, N. Y., 1970; L e m b e r g E., Ideologie und Gesellschaft, Stuttg,—Köln — B., 19742.


Вернуться на главную страницу Мангейма

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС