Мамардашвили, Мераб
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мамардашвили, Мераб

1930-1990

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Мераб Мамардашвили

Мамардашвили, Мераб (1930-1990) — грузинский и российский философ. Работал в редакциях журналов «Вопросы философии» и «Проблемы мира и социализма» (Прага), в Институте международного рабочего движения. В 1968- 1974 г. — заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии». В 1974 г. уволен по идеологическим причинам. С 1980 г. — научный сотрудник Института философии АН Грузии (Тбилиси). Философская и публично-просветительская деятельность Мамардашвили сыграла важную роль в становлении независимой философской мысли в СССР. Большое духовное и образовательное значение имели курсы лекций по философии, прочитанные им в 1970-1980 гг. в различных вузах страны, а также многочисленные интервью и беседы с ним, записанные и опубликованные в годы перестройки. Сквозная тема философии Мамардашвили — феномен сознания и его значение для становления человека, культуры, познания. Сознание Мамардашвили рассматривал как космологическое явление, связанное с самими основами бытия, а онтологию сознания он считал неустранимой структурой современной парадигмы рациональности (онтология рассматривалась Мамардашвили конструктивно — как предельная форма мыслимости и практикования, а не репрезентативно). Основные труды Мамардашвили: «К проблеме метода истории философии» (1965); «Анализ сознания в работах Маркса» (1968); «Формы и содержание мышления» (1968); «Классическая и современная философия» (1972); «Символ и сознание» (1982); «Классический и неклассический идеалы рациональности» (1984); «Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии» (1996); «Эстетика мышления» (1999); «Современная европейская философия. XX век» (1999).

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 214-215.

Другие биографические материалы:

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Синтезировал в своей концепции достижения феноменологии, герменевтики, экзистенциализма, марксизма (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Бабайцев А.Ю. Грузинский и российский философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Сенокосов Ю.П. Специалист по философии сознания и истории философии (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).

Кураев В.И. Философ, историк философии и культуролог (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

1. К проблеме метода истории философии. – «ВФ», 1965, № 6;

2. Анализ сознания в работах Маркса. – Там же, 1968, № 6;

3. Формы и содержание мышления. М., 1968;

4. Классическая и современная философия (в соавт.). М., 1972;

5. Проблема объективного метода в психологии (в соавт. с В.П.Зинченко). – «ВФ», 1977, № 7;

6. Символ и сознание (в соавт.). Иерусалим, 1982;

7. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984;

8. Картезианские размышления (январь 1981). М., 1993;

9. Лекции о Прусте. М., 1995;

10.  Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. М., 1996;

11.  Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1996;

12.  Психологическая топология пути. М.Пруст «В поисках утраченного времени». Тбилиси, 1996 (переиздана в СПб. – 1997);

13.  Лекции по античной философии. М., 1997;

14.  Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке (в соавт. с А.М.Пятигорским). М., 1997 (дополн. и перераб. изд. кн., вышедшей в Иерусалиме в 1984);

15.  Кантианские вариации. М., 1997;

16.  Эстетика мышления. М., 1999;

17.  Современная европейская философия. XX век. М., 1999.

Литература:

Конгениальность мысли. М., 1994;

Встречи с Декартом. М., 1996;

Произведенное и названное. М., 1998.

Сенокосов Ю П. М. К. Мамардашвили: Жизнь и творчество // Мамардашвили М. К. Мой опыт не типичен. М., 2000;

Мераб Константинович Мамардашвили (Сер. «Философия России второй половины XX века»), М., 2009.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС