Малевич Казимир Северинович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Малевич Казимир Северинович

1878-1935

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Казимир Северинович Малевич

malevich.jpg (15784 bytes)

Марка, посвященная Малевичу.

Малевич Казимир Северинович (1878, Киев - 1935, Ленинград) - художник-авангардист. Род в семье управляющего заводом. С 11 лет много рисовал и писал красками. В 1894 окончил пятиклассное агрономическое уч-ще. В 1895 - 1896 учился в рисовальной школе, потом переехал с семьей в Курск. Там он участвовал в созданном кружке любителей искусства и служил чертежником, зарабатывая деньги на жизнь и учебу в Москве. В 1904 приехал в Москву, где недолго посещал занятия в Уч-ще живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском уч-ще. В 1905 вернулся в Курск и самостоятельно занимался живописью. В 1907 состоялось его первое известное по каталогам участие в выставке Моск. товарищества художников, где кроме работ Малевич были представлены картины В. В. Кандинского и др. Малевич много работал над полотнами новой живописной системы, названной им "супрематизм" ("Черный квадрат", 1913), принципы к-рой были изложены им в брошюре-манифесте "От кубизма к супрематизму.

К.Малевич. «Черный квадрат». 1915.

Новый живописный реализм". После Февральской рев. 1917 Малевич был избран председателем Художественной секции Моск. Союза солдатских депутатов. Он разрабатывал проект создания Народной академии искусств, являлся комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей Кремля. После Октябрьской рев. создал декорации и костюмы для постановки "Мистерии-буфф" В.В. Маяковского, написал теоретическую работу "О новых системах в искусстве", вместе с Малевич Шагалом в Витебске руководил мастерской в Народной художественной школе, участвовал в выставках. В 1922 закончил рукопись "Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой", изданную в 1962 на немецком языке.

С 1922 Малевич преподавал рисунок на архитектурном отделении Петроградского ин-та гражданских инженеров. В 1923 был назначен директором Ин-та исследований культуры современного искусства. В 1926, после погромной статьи в "Ленинградской правде", ин-т был ликвидирован, а Малевич уволен. В 1927 Малевич экспонировал свои картины в Берлине. В 1928 - 1930 преподавал в Киевском художественном ин-те. В 1929 состоялась его персональная выставка в Гос. Третьяковской галерее. В 1930 его работы были выставлены в Австрии и Германии; он прочел курс лекций по теории живописи в Доме искусств Ленинграда. Осенью 1930 Малевич был арестован ОГПУ, нов начале дек. освобожден. В 1931 делал росписи в Красном театре Ленинграда. В 1932 стал руководителем экспериментальной лаборатории в Гос. Рус. музее, участвовал в выставках. Умер после тяжелой болезни.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


К.Малевич. «Яблони в цвету». 1904.

Малевич Казимир Северинович (11 (23).02.1878,Киев- 15.05.1935, Ленинград) — художник и теоретик искусства, представитель русского авангарда. Получив начальное художественное образование в Киеве, Малевич проявил себя как художник и исследователь искусства в Москве и Петербурге (1904-1919). В Витебске (1919-1922) организовал работу художественных мастерских, опубликовал ряд книг и статей. Последние годы жизни Малевича (1930-1935) связаны с Ленинградом. Малевич считал, что искусство к началу XX века существенно отстало от науки. Прежде всего в том, что художник в отличие от ученого продолжает пользоваться сугубо земными ориентирами: старой ренессансной перспективой в изображении глубины на холсте; незыблемыми понятиями «верха» и «низа»; анатомическим, а не художественным принципом в изображении человеческой фигуры. Вслед за естествознанием и философией настала очередь радикальных перемен в сфере искусства. В духе Леонардо да Винчи он утверждал, что тайна живописи - в превращении двумерных координат в трехмерные, когда у зрителя возникает иллюзия объемности и глубины изображаемого. Развивая эту идею, он создал направление кубофутуризма, в котором соединены принципы кубизма и футуризма. Ему удалось «материализовать» иллюзию, превратив живописные глубину и объем в реальные архитектурные формы, названные им «архитектонами». Размышляя над вариантами синтеза кубизма и футуризма, Малевич выдвинул идею «супрематизма» в искусстве. Она родилась в результате оформления футуристической оперы «Победа над солнцем» (1913). Его «Черный квадрат» (1913), как он считал, воплощает супрематическую идею наиболее емко и глубоко. В нем простая геометрическая форма превращается в космический символ, говорящий на своем языке о простоте, ясности и строгости. Любая попытка сугубо земной расшифровки таинственного символа обречена на неудачу. Малевич одним из первых обратил внимание на принципиальное различие научно-технической и художественной областей, или в более широком плане - между наукой и искусством. Критерием для сравнения у него служит «степень учтенных возможностей», с одной стороны, в творчестве художника, а с другой - в деятельности инженера или ученого. Созданное художником произв. обладает эстетической ценностью на все времена, В нем художник реализует максимум возможностей, заложенных в искусстве (например, Джотто, Рубенс, Рембрандт, Милле, Сезанн, Брак, Пикассо). Деятельность инженера принципиально иная. Созданная им вещь не может претендовать на полноту всех заложенных в ней или «учтенных» возможностей. Появившееся новое в этом мире автоматически обесценивает старое. В цепи: двуколка, коляска, паровоз, аэроплан - нет остановки, как нет конца техническому совершенствованию. Малевич предвосхитил идею кумулятивного (в науке и технике) и антикумулятивного (в искусстве) развития, подхваченную впоследствии логиками и методологами науки.

А. С. Мигунов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 359-360.

Сочинения: Собр. соч.: В 5 т. М„ 1995-2003.

Литература: Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М, 1993; Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте: М., 2000.


К.Малевич. «Супрематизм». 1915.

К.Малевич. «Живописный реализм футболиста». 1915.
Эта картина показывает что и у нефигурной живописи тоже может быть свой «код». Если круг представить головой футболиста, то нижняя фигура –  его нога бьющая по мячу. Это как бы фотография сделанная снизу. С другой стороны круг можно представить мячом. Получится совсем другая картинка.

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878—1935) — российский и советский деятель культуры, теоретик искусства, философ, живописец, график и театральный сценограф.

Для его произведений 1900—1910-х гг., в которых сочетались принципы футуризма и кубизма, характерна декоративно-экспрессионистская живопись, построенная на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов («Купальщик», «На бульваре», «Садовник»). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и др. Как график оформил ряд изданий русских футуристов, создал декорации и костюмы к постановке футуристической оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем» (1913).

С 1915 г. — основоположник нового вида абстрактного искусства — супрематизма, в котором предметная форма передавалась комбинацией рассеянных на плоскости и контрастных по цвету простейших геометрических элементов. Наиболее известное произведение этого периода его творчества — картина «Черный квадрат» (1913).

В начале Первой мировой войны 1914—1918 гг. оформил ряд патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского. Летом 1916 г. был призван на военную службу, демобилизован в 1917 г. В мае избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве; в августе — пред. художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, вел обширную культурно- просветительскую работу. В октябре 1917 г. избран пред. общества «Бубновый валет».

В ноябре 1917 г. Московским ВРК назначен комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей. В 1918 г. оформил первую постановку «Мистерии-буфф» В. В. Маяковского. В 1919—1922 гг. преподавал в Народной художественной школе в Витебске, возглавляемой М. Шагалом. С осени 1922 г. преподавал рисунок на архитектурном отделении Петроградского института гражданских инженеров. В 1923—1926 гг. — директор Ленинградского государственного института художественной культуры (Гинхук), после разгрома которого перешел в Государственный институт истории искусства. В 1920-х гг. разрабатывал проекты конструктивно целесообразных форм фарфоровой посуды и создавал рисунки для текстиля. Писал философские, искусствоведческие труды — «О новых системах в искусстве», «Супрематизм. Мир как беспредметность».

В 1927 г. уехал за границу (Варшава, Берлин), но вскоре был отозван и по возвращении в СССР арестован — провел в заключении три недели. В 1929 г. преподавал в Киевском художественном институте. Осенью 1929 г. вновь арестован, несколько недель провел в тюрьме.

В 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Девушка с красным древком», 1932; «Автопортрет», 1933). В 1931 г. создал эскизы росписей Красного театра (Ленинград). В 1932—1933 гг. заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 294-295.

К.Малевич. "Корова и скрипка". 1913.


Далее читайте:

Яков УШАКОВ. Тайна черного квадрата.  

Художники (биографический справочник).

Сочинения:

Собр. соч.: В 5 т. М„ 1995-2003.

Литература:

Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М, 1993;

Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте: М., 2000.

Сарабьянов Д.В., Шатских А.С. Казимир Малевич, Живопись. Теория. М., 1993.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС