Макиавелли Никколо ди Бернардо |
|
1469-1527 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Никколо Макиавелли
Макиавелли (Machiavelli), Никколо ди Бернардо (3.V.1469 - 22.VI.1527) - итальянский политический мыслитель и историк эпохи Возрождения. В 1498-1512 годы был секретарем Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. После возвращения к власти Медичи был отстранен от службы, заключен в тюрьму и затем выслан в свое поместье близ Флоренции. Наиболее значительные сочинения: "Рассуждения по поводу первой декады Т. Ливия" (1513-19, опубл. в 1531; рус. пер., СПБ, 1869), "Государь" (1513, опубл. в 1532; рус. пер., СПБ, 1869), "История Флоренции" (1520-1525, опубл. в 1532). Лучшей формой государства Макиавелли считал республику ("Рассуждения…"). Однако, анализируя положение итальянских государств, непрерывно враждовавших между собой и подвергавшихся нападениям иноземцев, пришел к убеждению, что для объединения Италии и защиты ее независимости необходима сильная, неограниченная, "чрезвычайная власть" - диктатура государя ("Государь"). Идею Макиавелли о государе-диктаторе выдвигают на первый план реакционные буржуазные историки, особенно фашистские социологи, и умалчивают совершенно о его республиканских идеалах. Политическая теория Макиавелли проникнута патриотизмом, в основе ее - прогрессивная идея национального объединения Италии. Однако во имя государственных интересов, прежде всего для укрепления единства страны, Макиавелли считал допустимыми любые средства - насилие, убийство, предательство, клятвопреступление, обман (впоследствии появился термин "макиавеллизм", обозначавший политику, пренебрегающую законами морали). Прототипом такого государя для Макиавелли являлся герцог Романьи Чезаре Борджа. В своем трактате "О военном искусстве" (1519-1520, опубл. в 1521, рус. пер. 1936) Макиавелли доказывал необходимость регулярной армии для защиты страны от внешнего врага и для сплочения ее внутренних сил. Макиавелли резко осуждал политику феодальной знати и особенно папства, препятствовавшую складыванию единого итальянского государства. Неумеренное стремление знати к власти, по мнению Макиавелли, толкает ее к постоянным политическим раздорам и приводит в итоге к крушению республики. Симпатии Макиавелли на стороне "народа" (popolo) - зажиточного торгово-ремесленного населения итальянских городов. Макиавелли осуждал не только знать, но и "чернь" (plebs), которая, де, легко вовлекается в авантюры. Враждебное отношение Макиавелли к полупролетарским массам Флоренции ярко проявилось в описании восстания чомпи 1378 года ("История Флоренции"). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Вернуться на главную страницу Макиавелли
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |