Макиавелли Никколо ди Бернардо |
|
1469-1527 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Никколо Макиавелли
МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469- 1527) — представитель итальянского Возрождения, мыслитель, политический деятель, развивавший идеи сильной государственной власти. Основные сочинения: «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции». Человек для М. — индивидуалист, более того, неисправимый эгоист, лицемерный, трусливый и жадный. Известно высказывание М.: люди скорее простят вам смерть собственного отца, чем потерю имущества. Каждым человеком, группами людей правит частный интерес. Только на основе совпадения своих интересов люди и могут объединяться. Реализация интереса возможна только с помощью воли. Воля — основа человеческой активности, человек — не созерцательное, но деятельное существо. Воля, направляемая интеллектом и стимулирующая достижение больших целей, рассматривается М. как особое моральное качество — «доблесть». Христианство с его «пассивностью», созерцательностью, проповедью ухода от активной общественной жизни мешает эффективным социальным преобразованиям, не говоря уже о продажности служителей церкви. Церковь как политическая сила должна уйти с общественной арены. Но обновленная религия может стать одним из стимулов человеческой доблести, поэтому необходимо «дополнить» христианство языческими культами, даже ввести ритуальные жертвоприношения. Развивая идеи Пико делла Мирандолы, М. рисует картину неограниченного развертывания человеческих возможностей на общественном поприще. Понятие Фортуны, судьбы занимает важное место в его воззрениях. Фортуна Ренессанса — это не слепой и неумолимый рок античности. Фортуна — это скорее «судьба-случай», а не «судьба-необходимость». Ее можно обыграть, обмануть: «Фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим». Фортуна — «подруга молодых», ибо они способны ее укротить. Все люди эгоистичны, но степень их дерзости, активности различна. Большинству недоступны великие замыслы, волевые усилия, доблесть. Только в рамках сильного государства такие эгоисты смогут сосуществовать, не уничтожая друг друга. М. развивает идеи государства как человеческого соглашения, «общественного договора». Основа государственности — сила. Во главе государства должен стоять человек, чья «доблесть» максимальна, он не должен требовать любви, он должен внушать страх, не вызывая при этом ненависти народной. «Новый» государь хитер как лис и силен как лев; это человек, в котором эгоизм «частный» вырос до масштабов всенародного интереса. Единое национальное государство — идеал М. Государь — воплощение государственного «блага», поэтому он имеет право «не чураться зла» при достижении великих целей, национальных интересов. Оптимальным для М. является государство, в котором смешаны «три правительственных начала» — монархическое, аристократическое, демократическое. М. стремился отделить сферу политической деятельности от философско-теологических спекуляций, он сторонник политического реализма. Одновременно в работах М. можно обнаружить идеи, служащие основой будущих теорий манипуляции массовым сознанием. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 204-205. Вернуться на главную страницу Макиавелли
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |