Макарий Парвицкий |
|
1835-1926 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Макарий (Парвицкий)
Макарий (Парвицкий, 1.10.1835 - 2.3.1926), митрополит Московский и Коломенский - старец-митрополит, выдающийся миссионер, просветитель алтайского народа; его называли "сибирским столпом Православия", "апостолом Алтая". Родился в с. Шапкине Ковровского уезда Владимирской губернии в семье пономаря. После окончания Тобольской духовной семинарии (1854), в которой получил прозвание "Невский", поступил в состав Алтайской духовной миссии. Приняв монашество и будучи рукоположен во иеромонаха (1861), трудился над устроением Чулышманского монастыря (1861-1864), работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг (1868-1869). Начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит (1883), хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (1884). Епископ Томский и Семипалатинский (26.5.1891), с 1905 - епископ Томский и Барнаульский (с 1906 - архиепископ), с 1908 - архиепископ Томский и Алтайский. Митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода (1912), почетный член Санкт-Петербургской духовной академии (1913). Уволен на покой (20.3.1917), местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Святителем Тихоном митрополиту Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (август 1920). Скончался в пос. Котельники Московской губернии. В 1956 г. останки святителя (по свидетельству очевидцев - нетленные) были перенесены в Сергиев Посад и упокоены под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры. Примечания из книги митрополита Нестора Моя Камчатка
Святейший Патриарх Тихон у митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) в Николо-Угрешском монастыре. Рядом с ним (слева направо) священномученники: епископ Серпуховской Арсений (Жадановский), архиепископ Балахнинский Евфимий Елисеев), с цветами - епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) и крайний справа епископ (впоследствии архиепископ) Звенигородский Николай (Добронравов). Макарий Святитель («Парвицкий-Невский») (1.10.1835—16.02.1926), митрополит Московский и Коломенский — миссионер, просветитель алтайцев; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». Родился в семье пономаря. После окончания Тобольской Духовной семинарии (1854), в которой получил прозвание «Невский», поступил в состав Алтайской духовной миссии (1855). Приняв монашество и будучи рукоположен во иеромонаха (1861), трудился над устроением Чулышманского монастыря (1861—64), работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг (1868—69). Возведен в сан игумена (1871). Помощник начальника Алтайской Духовной миссии (1875). Начальник миссии, архимандрит (1883), хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (1884). Епископ Томский и Семипалатинский (1891), с 1905 — епископ Томский и Барнаульский (1895; с 1906 — архиепископ), с 1908 — архиепископ Томский и Алтайский. Участник монархического движения. Митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода (1912), почетный член С.-Петербургской Духовной академии (1913). Вместе со всеми архиереями — членами последнего Царского Св. Синода подписал воззвание к пастве 1917, начинающееся позорно-знаменитым «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути… Доверьтесь Временному правительству…», — разделив, т. о., грех оправдания клятвопреступного февральского бунта. Заслуга святителя состоит, однако, в том, что он первым опомнился… Некоторые сделали это гораздо позже, многие не сделали этого никогда. Вопреки канонам, насильно уволен на покой (1917); местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Имеется свидетельство о том, что святитель сообщался с Царственными Мучениками в то время, когда они находились в узах, продолжал духовно окормлять Царя-Мученика до самой мученической Его кончины. Святителю было от Господа откровение о том, при каком духовном состоянии Русского Народа возможно было спасение Царской Семьи. Свт. Тихоном митр. Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (1920). Погребен у храма Казанской иконы Божией Матери в пос. Котельники. В 1956 тело свт. Макария было перевезено в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и похоронено в крипте Успенского собора. Очевидцы свидетельствовали: «..Когда его переносили из Кот[ельников], тело его осталось нетленным». Прославлен в лике Святителей на юбилейном Поместном Соборе 2000 в Москве. Фомин С. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru
Макарий (в миру Парвицкий-Невский Михаил Андреевич), свт., митр. Московский и Коломенский (14.10.1835-16.02[1.03].1926), миссионер, проповедник, духовный писатель и общественный деятель, почетный председатель Томского губернского отдела Союза Русского Народа (СРН). Родился в с. Шапкино Ковровского у. Владимирской губ. в бедной многодетной семье пономаря Андрея Ивановича Парвицкого. В к. 1843 крайняя нищета вынудила семью отправиться в Сибирь (в Тобольск, затем в с. Верх-Ануйское Томской епархии). Закончил в числе лучших учеников Тобольскую ДС (1854), в семинарии получил почетное прозвание «Невский», но вместо дальнейшей карьеры предпочел отправиться миссионером в глухие и дикие места Алтая. В 1855 поступил в состав Алтайской Духовной миссии (миссионерский подвиг продолжался почти сорок лет). Образцом миссионерского служения всегда считал основателя Миссии архим. прп. Макария (Глухарева), подвигу которого подражал. Приняв монашество (16 марта 1861), был наречен именем основателя Миссии. 19 марта рукоположен во иеромонаха. Много потрудился над устроением новой православной святыни на Алтае — Благовещенского Чулышманского мужского монастыря. Чтобы сблизиться с коренными жителями, Макарий изучил алтайские языки, досконально ознакомился с местными обычаями. При участии педагога Н. И. Ильминского и крещеного инородца Чевалкова о. Макарий перевел на алтайские языки различные богослужебные труды: «Литургия Иоанна Златоуста»; «Священная История Нового Завета»; «Евангелия воскресные, утренние и праздничные» и др. Составил и издал «Алтайско-русский букварь» (1868) и «Грамматику алтайского языка» (1869). Для алтайцев-мирян написал сборник собственных духовных стихов «Лепта». В 1908 предпринял капитальный труд перевода на алтайский язык всего четвероевангелия. Его катехизические труды неоднократно переиздавались. 29 июля 1871 о. Макарий был возведен в сан игумена, с 1875 он — помощник начальника Алтайской миссии, с 1883 — начальник миссии в сане архимандрита. Молва о миссионерской деятельности о. Макария разошлась далеко по России. Его усилиями при Алтайской миссии было открыто свыше 60 школ для инородцев, многочисленные приюты и братства, учрежден женский Телецкий монастырь. Он покровительствовал православным обществам трезвости. Им была воспитана целая школа алтайских миссионеров. Еще в 80-е XIX в. о его миссионерских трудах стало известно обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву, а через него Императору Александру III. Когда к о. Иоанну Кронштадтскому приезжали сибиряки, то он говорил им: «Что вы ко мне ездите, ведь у вас есть свой Макарий, который лучше меня молитвенник». В народе Макария прозвали «Апостолом Алтая» и «Сибирским столпом Православия». В 1884 хиротонисан во еп. Бийского вик. Томской епархии, с 1891 еп. Томский и Семипалатинский, в 1905 получил сан архиепископа, с 1908 — архиеп. Томский и Алтайский. Его деятельность вызывала ненависть в среде местных сектантов и ссыльных революционеров. Несколько раз его пытались убить, а 22 мая 1886 был подожжен архиерейский дом, сгорели ценная библиотека, архив миссии, здание Катехизаторского училища, однако еп. Макарий сумел спастись. В годы революционной смуты он — один из идеологов и активнейших участников черносотенного движения в Сибири, почетный председатель Томского губернского отдела СРН. 1 января 1905 на страницах «Томских епархиальных ведомостей» он выступил с предостережением против ломки русских государственных устоев и «обычаев доброй русской старины» в угоду новомодным западным учениям: «Ныне старые русские прекрасные обычаи изъемлются из употребления, как старая дорогая мебель выносится из дома потому только, что она стара, не отвечает последней моде, и заменяются новомодной, хотя часто и весьма непрочной. При этом настоящее золото заменяется поддельным, прочный материал слабым. Безразборчивой переменой обычаев расшатывают устои дорогого нашего Отечества. Желающие совершить ломку уставов, обычаев и порядков церковной, общественной и государственной жизни хотят делать это все во имя каких-то своих новых мировоззрений» («О хранении заветов Старины»). Постоянный лейтмотив многих печатных и устных выступлений владыки в эти годы — идея единения всех русских людей на основе идеалов Православия, Самодержавия и Народности. Эти идеалы он неустанно проповедовал во время своих частых поездок по епархии и встреч с верующими и клиром. В окт. 1905 еп. Макарий напутствовал и благословил решительное выступление томских монархистов, приведшее к полному разгрому местных антигосударственных сил. Владыка оказывал моральную поддержку кандидатам от монархических партий при выборах в Государственную Думу. 19 авг. 1912 при активном содействии архиеп. Макария в Томске состоялось открытие патриотической газеты «Томский вестник». Его статьи по различным вопросам общественной и церковной жизни неоднократно публиковали «Московские ведомости». «Освободительная печать» регулярно организовывала против «столпа сибирского черносотенства» шумные клеветнические кампании, публикуя на «мракобеса Макария» всевозможные грязные пасквили. Назначение 25 нояб. 1912 архиеп. Макария митр. Московским и Коломенским было воспринято с радостью в монархических кругах. Одновременно он стал членом Св. Синода. С 1913 — почетный член С.-Петербургской ДА. Человек скромной жизни и суровый аскет, митр. Макарий всеми силами пытался повернуть церковную жизнь предреволюционной Москвы в русло патриархального благочестия, постоянно встречая сильное противодействие. После февральского переворота в первый день своего назначения революционный обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов в бесцеремонной форме потребовал от митр. Макария оставить московскую кафедру, что было совершенным беззаконием с точки зрения всех церковных канонов. За отказ подчиниться и попытку обратиться с печатным воззванием к верующим Москвы митр. Макарий был немедленно арестован и сослан в подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Чтобы унизить владыку, ему была дана жалкая лошадка с грязным экипажем, в котором его и отправили к месту заточения. Были также незаконно смещены за его поддержку многие настоятели московских храмов. Находясь в ссылке, митр. Макарий продолжал бороться за справедливость, рассылая мирянам, клирикам и иерархам Церкви многочисленные письма и обращения. После прихода к власти большевиков с помощью прот. И. И. Восторгова митр. Макарий пытался организовать спасение томившейся в заточении Царской Семьи. В авг. 1918 в Николо-Угрешский монастырь нагрянули с обыском чекисты. У владыки было изъято его обращение к населению с призывом молиться за упокой души Государя Императора Николая II, а также проект создания Союза Приходских Общин и «Воззвание» к народу по поводу дня памяти патриарха Гермогена, в котором народ призывался «восстать на защиту Святой Церкви от насилия большевиков». Владыку арестовали, отправив в ВЧК, но спустя некоторое время, из-за опасений массовых крестьянских волнений в защиту угрешского затворника, его вынуждены были освободить. Чуть позже была предпринята попытка тайно вывезти старца из монастыря и расстрелять. Последние свои годы митр. Макарий посвятил непрестанному молитвенному подвигу. Он скончался после свершения вечерни в празднование памяти Священномученика патриарха Гермогена. Погребен у храма Казанской иконы Божией Матери в пос. Котельники. 16 апр. 1957, после освидетельствования Комиссией Московской Патриархии, нетленные останки свт. Макария перенесены в Троице-Сергиеву Лавру в храм Русских Святых Успенского собора. Прославлен на Архиерейском Соборе в 2000. Коснувшись судьбы московского митрополита, кн. К Д. Жевахов писал: «Почивший митрополит Макарий был одним из немногих иерархов, знавших, что Господь сильнее большевиков и спасет оставшихся верными Господу и своей вере в силу Божию. И эта вера творила чудеса, пред которыми смирялись и не могли не смириться слуги дьявола. Девятилетняя борьба немощного 90-летнего старца с большевиками неизменно заканчивалась победой старца и славословием Господа, точно предуказывая на опыте самого немощного телом и самого старшего годами иерарха Церкви те орудия, с помощью которых нужно было вести борьбу с сатанистами и побеждать их». Ю. Климаков Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008. Далее читайте:Христианские деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |Патриархи Русской православной церкви. Обращение Святейшего патриарха Тихона к Совету народных комиссаров 13 октября 1918 г. (документ). Доклад начальника VI отделения Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучкова антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) "о тихоновщине"(30 октября 1922 г.). Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Правые организации в России. Начало XX века. Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы? Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам. Сочинения:Слова, беседы, поучения, речи и воззвания. Вып. 1-2. Томск, 1895, 1898; Простые речи о великих делах Божиих. Вып. 1—2. Томск, 1900; Полное собрание проповеднических трудов. Вып. 1-5. Сергиев Посад, 1914. Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский»). 1835 + 1926 / Сост. Т. Гроян. С библиогр. трудов митр. Макария. М., 1996. Литература:Афанасьев А. Л. Митрополит Макарий (Невский) как покровитель и участник трезвеннического движения 1901-1916.годов // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Вып. 2. Томск, 1994; Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода кн. Н. Д. Жевахова. Т. 1-2. М., 1993; Восторгов И. И.. Простая речь о великих делах Божиих Высокопреосвященнейшего Макария митрополита Московского. М., 1913; Гроян Т. «Я умираю и возвращаю мой белый клобук незапятнанным» // Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский»). С. V—CCLXXXIV. С библиогр. лит. о митр. Макарии; «Свете тихий». Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) / Сост. С. В. Фомин. Т. 3. М., 2002. Климаков Ю.В. И единожды не солгавший // Встреча (Культурно-просветительная работа). 2000. № 4; Мака-рова-Мирская А. И. Лето на Алтае. Харьков, 1913; «Я умираю и возвращаю мой белый клобук незапятнанным» // Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский»), 1835-1926. Сост. Т.Гроян. М., 1996; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). T 4. Erlangen, 1986.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |