Мах Эрнст |
|
1838—1916 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эрнст МахМах (Mach) Эрнст (1828-1916) - австрийский физик, физиолог, историк науки, философ. В 1860 году окончил Венский ун-т, защитив докторскую диссертацию по физике. С 1861 по 1864 года - приват-доцент Венского ун-та, затем проф. математики в ун-те в Граце. С 1865 по 1895 - проф. экспериментальной физики Карлова ун-та в Праге, ректор того же ун-та в 1879-1980 и 1883-1984 годы. С 1895 по 1901 годы возглавлял кафедру теории и истории индуктивных наук Венского ун-та. Мах - один из самых известных европейских мыслителей конца 19 - начала 20 веков. Несмотря на широкое признание в качестве философа, он писал, что «не существует никакой философии Маха», а есть лишь его «естественнонаучная методология и психология познания». Свою задачу видел в освобождении науки от мешающей росту познания метафизики, называя метафизическими представления, происхождение которых в ходе развития науки оказалось забыто. Мах предпринял масштабное историко-критическое исследование фундаментальных принципов механики, теории теплоты и оптики, составлявших основу физики 19 века. Он обратил внимание на то, что принципы любой науки, даже «простейшие с виду принципы механики основаны на незавершенном и даже недоступном завершению опыте». Более того, существующая форма той или иной науки «отчасти дело условное и случайное». Напр., механика могла иметь иную структуру, если бы развитие науки пошло по линии X. Гюйгенса, а не по линии И. Ньютона. В то же время принципы механики, независимо от формы своего представления, всегда будут опираться на некоторые общие положения, справедливость которых «чувствовалась» задолго до возникновения механики, и в этом смысле можно говорить об их «немеханическом» происхождении. Такие общие положения Мах называл инстинктивными знаниями. К последним он относил, например, правило рычага, правило сложения сил, знание о том, что тяжелые тела не поднимаются самопроизвольно вверх и др. Изучая работы великих предшественников, Мах выявил методический прием, используемый ими для обоснования своих суждений. Он первым дал ему название «мысленного эксперимента» (Gedankenexperiment), суть которого состоит в «вариации фактов в мыслях». Позднее Л. Витгенштейн уточнил, что то, о чем говорил Мах, не является собственно экспериментом, а есть «грамматическое исследование». В мысленных экспериментах разыгрывается ситуация своего рода исчерпания языка, когда за перебором вариантов и ситуаций из-за строительных лесов описания проступает непосредственный жест инстинктивного знания в качестве структурирующего основания. Инстинктивные знания, которые выявляются в результате мысленных экспериментов, не носят предметного характера, не поддерживают систему последующих рассуждений наподобие фундамента, а обнаруживают себя в качестве необходимого элемента всей системы рассуждения в целом: «они представляются нам как нечто свободное от субъективности, чуждое нам, но находящееся всегда под рукой и более для нас очевидное, чем отдельные факты природы». Инстинктивное знание приводит нас к принципу, «которым оно само объясняется и который в существовании этого знания опять находит подтверждение». Необходимым условием овладения научными знаниями и передачи их другим выступает для Маха требование наиболее экономного описания максимально широкого круга явлений. На основании этого Мах ввел представление о принципе «экономии мышления»: «Методы науки являются по своей природе экономическими». При этом Мах подчеркивал, что «мы экономим не для того, чтобы экономить... Цель научной экономии состоит в предоставлении нам как можно более полной картины мира - связной, единой, уравновешенной и не меняющейся существенно в новых обстоятельствах: одним словом, картины мира как можно более стабильной». В постоянном «внимании к целому при изучении единичного» Мах усматривал «истинный философский метод», присущий великим естествоиспытателям. «Если мы говорим, что тело сохраняет свое направление и скорость в пространстве, то в этом заключается краткое указание на то, что принимается во внимание весь мир». Эта связь локального и глобального лежит в основании сформулированного позднее А. Эйнштейном «принципа Маха», сыгравшего фундаментальную роль в становлении общей теории относительности. Наряду с представлением о привычном, подручном, устойчивом мире, у Маха звучит и другая тема - о возможности размыкания подобной устойчивости, этого «дара природы и культуры». Эта тема развивается главным образом в работе «Анализ ощущений» (1907). «Исходная фаза моего естественного взгляда на мир, из которого я писал «Анализ ощущений», - разъясняет Мах в одном из писем к В. Адлеру, - была другой, примитивной. Я искусственно перенес себя вновь в состояние ребенка, который только начинает выделять свое тело (Leib) из окружающей среды (Umgebung)... Уже известны элементы, но нет никакого основания различать элементы, которые принадлежат мне от других». В письме к Г. Рабелю он уточняет: «Мы не знали тогда ни материи, ни души, ни физического, ни психического, ни объекта, ни субъекта, ни раздражения (Reiz), ни ощущения (Empfindung). Все состоит из однородных составных частей, которые не являются ни физическими, ни психическими, но нейтральными, безразличными. Физическими или психическими они становятся только через особого рода зависимость, которую мы принимаем во внимание». При этом М. вводит достаточно сильные ограничения на область применения своей концепции. Опасаясь «близости метафизических глубин», он признается, что не готов «продвигаться от элементов вплоть до точки зрения наивного человека». В то же время, по мнению Маха, теория элементов открывает возможность преодолеть «великую пропасть» между физическими и психологическими исследованиями, которую он считает порождением стереотипов мышления. Идеи Маха оказали влияние на создание теории относительности, на становление идей Венского кружка, на формирование критики языка Ф. Маутнера, гештальт-теории X. фон Эренфельса, тектологии А. А. Богданова и многих др. концепций. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 301-302. Сочинения: Принцип сохранения работы. История и корень его. СПб., 1909; Популярно-научные очерки. СПб., 1909; Механика. Историко-критический очерк ее развития. Ижевск, 2000; Познание и заблуждение. М., 2003; Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 2005; Die Prinzipien der Warmelehre, histo- rish-kritisch entwickelit. Leipzig, 1896; Kultur und Mechanik. Stuttgart, 1915; Die Prinzipien der phyzikalischen Optik. Leipzig, 1921. Вернуться на главную страницу Эрнста Маха
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |