Макинтайр Аласдер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Макинтайр Аласдер

p. 1929

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Аласдер Макинтайр

Макинтайр (MacIntyre) Аласдер (p. 1929) - англо-американский философ, специалист в области моральной и Политической философии. Родился в Глазго, учился в Лондонском и Манчестерском университетах. Преподавал в ряде университетов Англии и США, в настоящее время - профессор университета Нотр-Дам (США). Круг философских интересов Макинтайра необычайно широк: его перу принадлежит около десятка монографий и значительное число статей по проблемам теории и истории морали, философской теологии, социальной и политической философии, истории философии, методологии социальных наук. При всей тематической многоплановости интересы Макинтайра вращались вокруг идеи о необходимости поместить моральную философию в конкретный социальный и исторический контекст, чтобы она могла дать ответ на ключевые дилеммы современности. С этих позиций Макинтайр в работе «Краткая история этики» (1966) подвергает критике неисторический и оторванный от контекста подход к постановке и разработке проблем моральной философии, характерный для многих представителей аналитической философии 1950-1960-х годов. В своей получившей широкий резонанс книге «После добродетели» (1981) Макинтайр рассматривает процесс деградации и распада моральной теории и практики в совр. мире под воздействием либерального индивидуализма Просвещения, в основе которого лежит проект обоснования совр. морали и общества на всеобщих, не зависящих от локальных традиций принципах при помощи разума, претендующего на универсальное значение. Согласно Макинтайру, провал проекта Просвещения, направленного на рациональное обоснование универсальной морали, послужил главной причиной того, что современные споры по вопросам морали по большей части представляют собой буквальную бессмыслицу. Рационально неразрешимый характер этих споров обусловлен тем, что в них используется большое количество понятий, доставшихся нам в наследство от отживших или отживающих свой век традиций метафизического и морально-практического мышления. Будучи концептуально несоизмеримыми друг с другом, эти традиции включают в себя аргументы, использование которых приводит к нескончаемым и неразрешимым спорам. Выход из сложившегося положения Макинтайр видит в возрождении аристотелевской этики добродетелей; однако сам этот выход должен осуществляться с учетом совр. состояния философского и социально-научного знания. В центре подобной этики находится вопрос о достойной человеческой жизни и о добродетелях, способствующих ее достижению. Решение этой задачи Макинтайр ищет на пути построения новой системы координат для нормативной теории добродетелей, основанной на использовании понятий практики, нарративного единства человеческой жизни и традиции как социального контекста проявления добродетелей.

Эти идеи получают развитие в работе «Чья справедливость? Какая рациональность?» (1988), в которой Макинтайр, на примере этической мысли Древней Греции, Средних веков и шотландского Просвещения, показывает неправомерность притязаний совр. моральных теоретиков на создание универсальных концепций справедливости и рациональности. Исследование различных несоизмеримых концепций рациональности является также главной темой работы Макинтайра «Три конкурирующие версии морального исследования: энциклопедия, генеалогия и традиция» (1990), в которой он, помимо утверждения тезиса о контекстуальном и относительном характере критериев рациональности, приходит к выводу, что аристотелевско-томистская традиция является наиболее конкурентоспособной моделью исследования моральных вопросов прошлого и современности.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 298-299.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический указатель).

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

После добродетели: Исследования по теории морали. М., 2000; Бессознательное: Понятийный анализ //Логос. 2006, № i; Secularization and Moral Change. Oxford, 1967; Marxism and Christianity. N.Y., 1968; Against the Self-Images of the Age. L., 1971; Whose Justice? Which Rationality? Notre Dame, 1988; Three Rival Versions of Moral Enquiry: Encyclopaedia, Genealogy and Tradition. Notre Dame, 1990; Dependent Rational Animals. Notre Dame, 1999; Selected Essays. V. 1: Philosophy and History. Cambridge, 2006; Selected Essays. V. 2: Ethics and Politics. Cambridge, 2006.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС