> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ЛА > ЛЕ > ЛИЛО > ЛУ > ЛЮ >
ссылка на XPOHOC

Лунин Алексей Алексеевич

1839-1906

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Лунин Алексей Алексеевич (15[27].10.1839 — после 1906), поэт, автор очерков; священник. Родился в с. Юшино Сердобского у. Саратовской губ. в многодетной семье сельского священника. До 1852 воспитывался дома; отец обучал его грамоте, арифметике, латинскому и греческому языкам; сильное влияние на детскую душу оказала мать — грамотная, начитанная женщина (редкость в тогдашнем провинциальном духовенстве), эмоциональная рассказчица (жития святых, собственные воспоминания о пугачевском бунте, сказки). Затем был отдан в Саратовское духовное училище, о котором позже рассказал в повести «Освободился» (Вольск, 1905), поэме «Борис Каменский» (Ч. 1—2. Вольск, 1897—98) и др. В 1856—62 учился в Саратовской духовной семинарии (см. автобиографию Лунина в его книге «Сельская лира». 2-е изд. Ч. 1. Вольск, 1895). Здесь началось увлечение Лунина современной журналистикой и светской литературой (впрочем, еще в училище он зачитывался В. А. Жуковским и Н. А. Некрасовым); гл. герой автобиографической повести Лунина «Отец Елеонский, или Век пережить не поле перейти» (Вольск, 1904) — семинарист, для которого святоотеческие писания — всего лишь учебный предмет, а истинную пищу душе дают статьи нигилистов. Захваченный веяниями 1860-х, Лунин видел в них «знамение победы просвещения над тьмой невежества». Однако дух революционности был ему чужд; стихи «Современным витиям» (1861) — семинаристы учили их наизусть — были направлены, по словам автора, против «пагубного учения нигилистов». В. И. Аскоченский прислал автору ободряющее письмо и свой портрет.
В 1868 он принял священство и получил приход в с. Шиханы Вольского у., где почти безвыездно жил до конца своих дней. Первые шаги Лунина на новом поприще показаны в повести «Отец Елеонский» и поэме «Отец Матвей».
При поддержке состоятельных друзей, а позже — на свои средства Лунин издал несколько сборников: «Стихотворения А. Агринского» (Саратов, 1860; в качестве псевд. взята фамилия деда-дьякона; свою фамилию отец Лунина получил в семинарии); «Стихотворения» (Саратов, 1865); «Сочинения» (Вольск, 1889) и др., заметно ориентированных на классическую традицию А. С. Пушкина (особенно в поэме «Доктор Неволин»), Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова. Герой многих лирических стихов Лунина — человек с поэтической душой, окруженный враждебно настроенной средой. В обличительных стихах Лунина («Кулак», «Фарисей», «Богатый посевщик», «Нашим гонителям», «Литературный хамелеон», «Деловой человек» и др. — в сб. «Задушевное слово») необычна интонация: не горький смех сатирика, а мягкое пастырское увещевание. Излюбленный жанр Лунина — своего рода повести в стихах, где с жалостью и любовью, знанием крестьянской жизни он описывает судьбы деревенских жителей; бедной вдовы-просвирни, мальчика-сироты, отданного «в люди», отставного солдата, старосты, странника-богомольца, сапожника-пьяницы, писаря, конторщика. Таковы же и герои серии очерков Лунина «Сельские обыватели» («Сочинения». Вып. 3; под назв. «Как живут русские люди»). С 1880-х в поэзии Лунина яснее зазвучали религиозные мотивы: он переложил 55 псалмов (цикл «Песни хвалений» — сб. «Задушевное слово», и цикл «Оды и гимны» — сб. «Сельская лира». Ч. 2. 1895), пасхальный канон (цикл «Пасхальные песни» — сб. «Задушевное слово»), передал разные состояния верующей души в стихах «Урожай», «Знакомая дорожка» и др. (там же), «Пастырю», «Празднование воскресного дня в селе» (сб. «Лирические стихотворения, поэмы и повести». Вып. 1), «Детям», «Детская могила» (на смерть детей Лунина: «Мало вы пожили, птенчики дружные, / Скоро преставились, Господу нужные…»), «Истинное счастье», «Величие мира» и др. (сб. «Сельская лира». Ч. 1), написал ряд стихотворных молитв, детски-простых и трогательных (там же). После трагического события 1 марта 1881 усиливается тема обличения «буйных, злых людей / Сеятелей вольных / Пагубных идей» («На восшествие на престол благочестивейшего государя Александра Александровича» — там же), автор молится об избавлении родины «от злой крамолы / От всех хулителей Креста…» («Современная молитва» — там же). Всплеск антиеврейских настроений Лунина был вызван событиями 1905—06. За лето 1906 он написал цикл религиозно-патриотических стихов (сб. «Думы о Родине». Вольск, 1906), в которых обращается к соотечественникам с призывом вспомнить о Боге, о долге перед Россией («Унижена, развращена / Моя родимая страна!» — «Изменникам России»). С болью души отзывается Лунин на поношение русского духовенства в либеральной прессе, на собраниях и митингах («Отголосок старого иерея»). В некоторых стихах Лунин полемически использует классический первоисточник: Пушкина («Клеветникам России») и Лермонтова («Дума», «Парус», «И грустно, и тяжко», «Родина» и др.).

Ист.: Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. М., 1994. Т. 3. С. 413—414.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Здесь читайте:

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС