Луначарский Анатолий Васильевич |
|
1875 - 1933 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Анатолий Васильевич Луначарский
Луначарский Анатолий Васильевич (1875—1933) —советский общественный и государственный деятель, теоретик искусства, публицист, драматург. С 1903 — большевик. В годы реакции отошел от большевизма, выступил с проповедью махизма и богостроительства («Религия и социализм», ч. 1, 1908; ч. 2, 1911), за что был подвергнут критике Лениным. В июле 1917 вновь вступил в партию большевиков. В 1917—1929 — нарком просвещения. Академик (с 1930). На первых работах Л. («Основы позитивной эстетики», 1904, «Этюды критические и полемические», 1905, и др.) сказалось влияние позитивизма (Спенсер, Авенариус, Богданов). Но в своих лучших дооктябрьских произв. («Русский Фауст», 1902, «Диалог об искусстве», 1905, «Задачи с.-д. художественного творчества», 1907, «Письма о пролетарской литературе», 1914) он критикует декадентство, стремится с пролетарских позиций разрабатывать такие проблемы, как партийность искусства, влияние революции на развитие культуры, значение искусства в классовой борьбе пролетариата, связь мировоззрения художника с его творчеством и др. В послеоктябрьский период Луначарский стал крупным организатором социалистической культуры, хотя и допускал отдельные ошибки (напр., по вопросу о Пролеткульте). Луначарский выступает как историк литературы (работы о русских и советских классиках, о революционных демократах, о западноевропейских писателях и т. п.), как эстетик и теоретик искусства («Классовая борьба в искусстве», 1929, «Ленин и литературоведение», 1932, и др.), как театральный и музыкальный критик. Особое внимание в это время он уделяет освещению имеющих важное значение для теории искусства и художественного творчества проблем: ленинское идейное наследие и научная эстетика, культурная революция, партийное руководство искусством, задачи марксистской критики, социалистический реализм, связь пролетарского искусства с классическим наследством, борьба с модернизмом, вульгарным социологизмом в искусствознании. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 233. Вернуться на главную страницу Луначарского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |