Лукач Дьёрдь |
|
1885—1971 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Дьёрдь Лукач
Лукач (Lukacs) Дьёрдь (13.4.1885, Будапешт, — 4.6.1971, там же), венгерский философ и литературный критик, член Венгерской АН. В юности был близок к Зиммелю и М. Веберу, однако в формировании его мировоззрения большую роль играла классическая немецкая философия. Наиболее значительные труды раннего периода: «Душа и формы» («Le-lek es i'ormak», 1910), «История развития совр. драмы» («A modern dräma iejlöddesenek törtenete», 1912), «Теория романа» («Die Theorie des Romans», 1920). В годы 1-й мировой войны созрел его протест против буржуазной культуры и сочувствие рабочему классу. Лукач порвал с кружком М. Вебера и занял интернационалистскую позицию. Громадное влияние оказала на него Октябрьская революция 1917 года в России. В 1918 году Лукач вступил в Коммунистическую партию Венгрии, в 1919 году — нарком культуры Венгерской советской республики. После разгрома Республики (1919) работал в эмиграции в Вене, принимал активное участие в подпольной деятельности Коммунистической партии в Венгрии. Его политические взгляды начала 20-х годов несут на себе отпечаток левого сектантства. Критику этих взглядов В. И. Лениным (см. ПСС, т. 41, с. 135— 136) он вскоре признал. Позднее Лукач признал и недостатки своей философской книги «История и классовое сознание» («Geschichte und Klassenbewusstsein», 1923). Воззрения Лукача в дальнейшем были не всегда последовательными, порою он допускал серьёзные политические ошибки. Решающее значение для формирования философских взглядов Лукача имела его деятельность в Москве (1930—1945). Здесь он занимался исследованием эстетического наследия Маркса и Энгельса, разработкой теории классического реализма, выступал против вульгарной социологии и модернизма. К этому периоду относятся его зрелые труды, собранные в сборнике «Литературные теории XIX века и марксизм» (рус. пер. 1937) и «К истории реализма» (рус. пер. 1939), а также «Исторический роман» («A törtonelmi regeny», 1947), «Гете и его эпоха» («Goethe es kora», 1946), «Молодой Гегель» («Der junge Hegel», 1948) и др. В 1945 году Лукач вернулся в Венгрию, где принял участие в создании новой венгерской культуры. Его выступления против современной буржуазной философии имели международное значение («Разрушение разума» — «Die Zerstörung der Vernunft», 1954). В 50-х годах Лукач работал над систематическим изложением марксистской эстетики. Его работа («Специфика эстетического» — «Az esztetikum sajatossaga», köt. l—2, 1965, 19752) содержит анализ принципов реализма в искусстве с точки зрения ленинской теории отражения. Последняя работа Лукача («К онтологии общественного бытия» — «Zur Ontologie des Gesellschaftlichen Seins», 1973) издана посмертно. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Lenin. Studie über den Zusammenhang seiner Gedanken, [B.— W.], 1924; Existentialisme ou marxisme, P., 1948; Adalekok az esztetika törtenetehez, Bdpst, 1953; Nemet realistäk, Bdpst, 1955; Beiträge zur Geschichte der Ästhetik, B., 1956; Schicksalswende. Beiträge zu einer neuen deutschen Ideologie, B., 1956"; A különösseg mint esztetikal kategoria, Bdpst, 1957; Wider den missverstandenen Realismus, Hamb., 1958; Schriften zur Literatursoziologie. Ausgewählt und eingeleitet von P. Ludz, B., 1961; Utam marxuoz, köt. 1—2, Bdpst, 1971; в рус. пер.— Материализация и пролет. сознание, «ВестЕшк Социалистич. Академии», 1923, кн. 4—6; Борьба гуманизма и варварства, Таш., 1943; Георг Бюхнер — истинный и фальсифицированный на фашистский лад, в кн.; Антифашизм — наш стиль, М., 1971. Литература: Xевеши Μ. Α., Из истории критики филос. догм II Интернационала, М., 1977. Вернуться на главную страницу Лукача
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |