Лосский Николай Онуфриевич |
|
1870-1965 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Онуфриевич Лосский
Лосский Николай Онуфриевич (24.11(6.12). 1870, Креславка Двинского у. Витебской губ. - 24.01.1965, Париж) - философ, основатель интуитивизма и представитель персонализма в России. Получил образование в Петербургском ун-те (1891-1898), окончив физико-математический и историко-филологический ф-ты. С 1900 г. - приват-доцент, а с 1916 г. - проф. Петербургского ун-та. В 1922 г. подвергся аресту и высылке из страны. В эмиграции профессиональная деятельность Лосского проходила главным образом в Чехословакии, где он преподавал в ун-тах Праги, Брно и Братиславы (с перерывами с 1922 по 1945). В 1946 г. Лосский переехал в США, в 1947 г. стал проф. Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Уйдя в отставку в 1950 г., вплоть до 1961 г. он продолжал вести активную научно-философскую деятельность. Лосский разрабатывал мировоззрение, необычное для русской мысли своим высоким уровнем систематичности и логической обоснованности, и вместе с тем после длительной 30-летней духовной эволюции, подобно большинству русских идеалистов, пришел к твердому убеждению в истинности христианского учения, стремясь подкрепить и дополнить его философскими аргументами. Основные разделы философской системы Лосского учение о предмете, методе и структуре философии; гносеология интуитивизма; идеал-реалистическая, персоналистская онтология и метафизика; философская психология и антропология; логика; теория свободы воли; христианская теономная этика; эстетика; история философии. Учение Лосского представляет собой широкий синтез всех, существовавших до сих пор основных философских традиций: религиозно-философской (христианской), классической (лейбницианство) и неклассической (интуитивизм) традиций. Философия, в определении Лосского, - это особая «наука о мире как целом». Ее главная задача - «установить цельную, непротиворечивую общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем». Лосский выдвинул широкую программу возрождения наивного реализма - «естественного миропонимания», присущего всякому человеческому сознанию, инстинктивно считающему «содержание чувственного восприятия не субъективными переживаниями, а самою действительностью (реальностью)». Он выступил против того, что было названо им «гносеологическим индивидуализмом», свойственным мн. философским течениям, которые он классифицировал на трансцендентные, приводившие к подчинению субъекта объекту, и имманентные, подчинявшие объект субъекту. Первые если и признают независимое от сознания человека существование окружающей реальности, то изображают процесс познания в виде механических «толчков» и «давлений» физической среды на пассивно воспринимающие ткани органов чувств. В итоге знание об объекте они строят целиком из вторично-субъективных отпечатков, деформаций и реакций сознания. Вторые в целях устранения перегородок, разделяющих мир на две замкнутые сферы - субъективную и объективную, полностью растворяют предметы и явления в душе человека, рассматривая весь мир как внутреннюю данность и содержание сознания, что также делает невозможным постижение объективной истины. Свою интуитивистскую концепцию Лосский считал попыткой примирения, преодоления противоположностей указанных теорий знания. Основная гносеологическая формула ее такова: «...В процессе познания внешнего мира объект трансцендентен в отношении к познающему я, но, несмотря на это, он остается имманентным самому процессу знания... (Обоснование интуитивизма // Избранное. М., 1994. С. 85). Согласно интуитивизму, в качестве предмета, источника и материала познания выступает сама мировая действительность, а не ее чувствен-но-мысленные отражения в виде ощущений, представлений, идей, копий, образов. Объекты внешнего мира свободно «входят в кругозор» нашего сознания, непосредственно «присутствуют» в нем; оно как бы вытягивается, проникает в окружающее с помощью интуитивных актов знания, нисколько не нарушая целостной структуры бытия и не вмешиваясь в естественный ход вещей. Интуиция - это созерцание предмета «в его неприкосновенной подлинности». Имеется ряд черт сходства и различия между интуитивизмом Лосского и А. Бергсона. С одной стороны, Лосский положительно воспринял и включил в свою гносеологию «покончившее» с каузальной теорией опыта антипсихологическое учение последнего, «согласно которому раздражения органов чувств и физиологические процессы в мозгу имеют лишь второстепенное значение, не являясь причиной или содержанием восприятия предмета, а выполняют внешнюю, сигнальную функцию повода (стимула), побуждающего наше «я обратить внимание... на сам предмет внешнего мира, задевший наше тело». С другой стороны, Лосский усматривал серьезную ошибку бергсонианства в чрезмерном иррационализме и антиинтеллектуализме, выразившемся в недооценке и отрицании объективного значения понятий рассудка, дуалистическом противопоставлении интуиции и дискурсивного мышления. В идеал-реалистической (см. Идеал-реализм) онтологии, именуемой также иерархическим персонализмом, Лосский развивает концепцию онтологического плюрализма, берущую начало от монадологии Лейбница. В этом отношении философия Лосского знаменует собой кульминацию лейбницианского направления в русской философии, идущего от Козлова. Однако, препятствующее взаимопроникновению монад и органическому миропониманию учение Лейбница о том, что субстанции «не имеют окон и дверей», т. е. не находятся в непосредсгвенном общении друг с другом, должно быть, но мнению Лосского, «отвергнуто самым решительным образом» наряду со всякой атомистикой, «вроде демокритовской», разбивающей мир на множество совершенно обособленных индивидуумов. Метафизика Лосского целиком построена на истинах Откровения и включает такие важнейшие принципы теистической парадигмы, как теоцентризм, креационизм, провиденциализм. Диалектически сочетая отрицательное (апофатическое) и положительное (катафатическое) богословие. Лосский утверждал, что «Бог есть существо Сверхлично-личное». «Сотворив мир, Бог не покидает свои создания: он вездесущ; всегда и везде Он с нами». Особое значение философ придавал догмату Троичности, первое, эпизодическое упоминание о котором в кн. «Мир как органическое целое» (1915), послужило решающим предлогом для отстранения его от преподавания и удаления из Петербургского ун-та в ходе чистки высшей школы, устроенной советскими органами в 1921 г. Лосский подчеркивал, что «учение о Бог е как Св. Троице есть фундамент и купол христианского миропонимания, столь существенно содействующий в разработке онтологии и аксиологии... что философия имеет право опираться на него, хотя оно и не может быть доказано» человеческим разумом. В отношении к миру Божественное Абсолютное выступает творцом «множества субстанций» - духовных существ, сверхпространственных и сверхвременных «конкретно-идеальных начал» (субстанциальных деятелей), образующих высшую сферу мира - Царство Духа, члены которого, «будучи свободными в своей деятельности... добровольно, по собственному почину» остались жить «в Боге и для Бога» и «обретать все большую и большую полноту бытия». Царство Духа — это «подлинно Царство Божие»; его обитатели имеют бессмертное «духоносное тело» и совершенное «космическое сознание»; в нем «нет эгоистического обособления» и «борьбы за существование, нет деления на мое и твое»; «все живут как одно существо», каждый «внутренне объединен с целым». Низшую сферу мира образует царство вражды, которое населено отпадшими от Царства Духа особями, страдающими комплексом «абсолютной полноты жизни для себя». Поскольку они отрицают священные установления и «эгоистически» стремятся отдалиться от сверхэмпирического Царства Божия, то их «борьба» и «акты притяжения и отталкивания» приводят к возникновению явления материальности и созданию т. наз. психоматериального царства. Лосский был сторонником учения о перевоплощении и считал смерть простым распадом износившегося, временного союза деятелей, после которого они приступают к строительству прежнего или выработке нового типа жизни. В своих этических работах Лосского выступал против релятивизма и развивал то, что он называл «онтологической теорией ценностей», согласно которой абсолютные ценности воплощены в «полноте бытия», в Боге (воспринимаемом через мистический религиозный опыт) - едином для всех существ во Вселенной нравственном идеале Красоты, Добра, Любви, Истины, Вечной жизни и Всемогущества. Высший нравственный категорический императив теономной (заповеданной Бог ом) этики любви Лосского гласил: «Люби Бога больше, чем себя; люби ближнего, как себя; достигай абсолютной полноты жизни для себя и всех друг их существ». Лосский отказывался рассматривать зло как неотъемлемый атрибут мирового порядка, без которого добро будто бы не может проявиться. «Зло могло бы оставаться никогда и никем не осущес твлешгой возможностью», если бы никто не злоупотреблял своей свободой. Главные причины низкого нравственного уровня современной цивилизации Лосский видел в неразвитости сознания и эгоизме, а также объяснял сильным миграционным потоком деятелей из низших сфер бытия, вследствие чего очень мн. люди и даже представители целых народов «впервые вступают в ряды человечества, поднявшись из животной жизни» и продолжая находиться во власти ее инстинктов. «Путь эгоизма», или самоутверждения, является источником всякого зла, вт. ч. природного. Лосский связывал болезни, смерть, землетрясения с аморальным выбором (возможно, таких деятелей, как молекулы, клетки и тектонические плиты). Все это необходимым образом коренится в отчуждении деятелей друг от друга и от Бога. Зло во всех его видах будет устранено только тогда, когда сам материальный мир прекратит свое существование, а это случится, когда все деятели вступят на путь святой праведности и войдут в Царство Божие. Человечество, полагал Лосский, должно отказаться как от одностороннего «анархического капитализма», так и от радикального социализма и выработать «синтез цепных положительных сторон того и другого строя». Идеалом Лосского. было ориентированное на широкие слои народа «общество социальной справедливости», функционирующее на основе «двух систем хозяйства, государственно-общественной и частной». Высшая цель государства - «обеспечить каждому члену общества духовные и материальные условия нормального развития, ведущего к порогу Царства Божия». Признавая только эволюционный путь развития общества, Лосский резко осуждал авантюризм и нигилизм во внутренней политике: «Попытки иных социальных реформаторов одним судорожным прыжком сразу поднять общество на гораздо более высокую ступень развития обыкновенно только разрушают достигнутое раньше скромное добро и вовсе не осуществляют новых высших форм совершенства» (Лосский Н. О. Условия абсолютного добра М., 1991. С. 225). Н. Н. Старченко Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 346-348. Сочинения: Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. Спб., 1903; Обоснование интуитивизма. Спб., 1906; Введение в философию. Спб., 1911; Интуитивная философия Бергсона. М., 1914: Мир как органическое целое. М., 1917; Основные вопросы гносеологии. Пг.. 1919; Свобода воли. Париж. 1927; Диалектический материализм в СССР. Париж, 1934; Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Париж, 1938; М., 1995; Бог и мировое зло. Прага (Берлин), 1941;Условня абсолютного добра. Париж. 1949; History of russian philosophy. N. Y., 1951; Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953; Характер русского народа. Франкфурт-на- Майне, 1957; Воспоминания: Жизнь и философский путь. Мюнхен, 1968; Мир как осуществление красоты. М., 1998: История русской философии М;, 1994; М., 2011. Литература: Зеньковский В. В. Неолейбницианство в русской философии (Лосский) // Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2. Ч. 1. С. 205-222; Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 289-308; Левицкий С. А. Н. О. Лосский // Очерки по истории русской философии. М., 1996. С. 293-327; Он же. Пагриарх русской философии; (К 70-летию Н. О. Лосского)// Грани. 1960. № 48, Воспоминания о Лоском // Там же. 1977. № 126; Чуева И. П. Критика идей интуитивизма в России. М.; Л., 1963; Спырченко П. И. Мир, интуиция и человек в философии Н. О. Лосского. М., 1991; Гайденко П. П. Иерархический персонализм Н. О. Лосского // Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая ингуиция.М., 1995 ; Она же. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001. Вернуться на главную страницу Н.О. Лоссокого
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |