Лопатин, Лев Михайлович |
|
1855–1920 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Лев Михайлович Лопатин
Лопатин Лев Михайлович (1.6.1855, Москва,— 21.3.1920, там же), русский философ-идеалист и психолог. Редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (е 1894), председатель Московского психологического общества (с 1899). Вслед за Вл. Соловьёвым выступил с критикой материализма, позитивизма и абстрактного рационализма (типа систем Спинозы и Гегеля) как односторонних точек зрения, которым противопоставлял развиваемый им так называемый конкретный спиритуализм — своеобразную модификацию христианского платонизма и лейбницевской монадологии. Согласно Лопатину, мир — совокупность взаимосвязанных деятельных существ (монад, сотворённых центров бытия), внутренняя духовная сторона которых определяет их внешними, материальные проявления. Считая, что философия, ставящая задачей рациональное исследование всеобщих начал, неизбежно должна прийти к теизму, Лопатин разграничивает при этом области знания и веры, философии и религии: действительность, понятая как творческую деятельность духовных субстанций, помимо свойств, постигаемых опытно и рационально, содержит и сверхрациональные свойства — предмет веры. В отличие от Вл. Соловьёва и других, усматривавших в вере высшую форму постижения истины, Лопатин понимает под верой «тёмную творческую силу», бессознательное предчувствие истины: то, что мистика угадывает, философия доказывает рационально. Основу нравственного поведения составляет свободная воля, подчиняющаяся закону творческой причинности. В психологии Лопатин — сторонник метода самонаблюдения (интроспекции); единство психических функций объяснял наличием души как сверхвременной субстанции (монады). Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Психология, М., [1902]; Фипос. характеристики и речи, М., 1911; Положит. задачи философии, ч. 1—2, М., 19112;Лекции по истории новой философии, ч. 1, М., 1914. Литература: Огнев А. И., Л. М. Л., П., 1922; История философии в СССР, т. 4, М., 1971. Вернуться на главную страницу Льва Лопатина
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |