Лопатин, Лев Михайлович |
|
1855–1920 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Лев Михайлович Лопатин
Лопатин Лев Михайлович [1(13) июня 1855, Москва – 8(21) марта 1920, там же] – русский философ и психолог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1879). Магистр (1886) и доктор (1891) философии. Профессор Московского университета по кафедре философии (с 1892). С 1896 один из редакторов, в 1905–1918 единственный редактор журнала «Вопросы философии и психологии». Председатель Московского психологического общества (1899–1918). Философское учение Лопатина – «система конкретного спиритуализма». Поскольку «мировое целое» может быть объяснено только средствами метафизики, необходимы (вопреки эмпиризму и материализму) трансцендентные непосредственному сознанию и индивидуальному опыту допущения: о реальности нашего собственного «я», реальности чужого одушевления, независимого от нас физического мира, о внутренней связи во всем существующем, независимой от нашей мысли и субъективного сознания, о присутствии в природе универсальных законов. Такие допущения позволяют достичь познания истинного бытия, утвердиться в нравственном характере миропорядка и сформулировать представления о нравственности и смысле человеческой жизни. Их логическое обоснование дает рациональная онтология, исходящая из показаний чистого опыта и безотчетной веры. Познание истинного бытия опирается на непосредственные переживания нашего внутреннего «я», ибо дух человека выражает в себе внутреннюю реальность остального мира. Универсальные признаки субъекта и мира – единство и самоопределение, т.е. свобода и творческий характер всех процессов. Абсолютное начало мира – творческий разум, производящий свободные субстанции (силы); каждая из них – «деятельная основа собственных проявлений», имманентное своим явлениям сверхвременное бытие. И.В. Борисова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 451. Сочинения:Положительные задачи философии, ч. 1–2. М., 1886–91; Философские характеристики и речи. М., 1911; 1995; Аксиомы философии. М., 1996. Литература:Рубинштейн М.М. Очерк конкретного спиритуализма Л.М. Лопатина. – «Логос», 1911–12, кн. 2–3; Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин. Пг., 1922. Вернуться на главную страницу Льва Лопатина
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |