Лонерган Бернард |
|
1904–1984 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Бернард ЛонерганЛонерган (Lonergan) Бернард (1904–1984) – канадский философ и теолог, представитель трансцендентального неотомизма. Преподавал теологию в Грегорианском университете в Риме, ряде католических учебных заведении США и Канады. Воззрения Лонергана связаны с попыткой рефлексивного осмысления многообразия расширяющегося поля человеческого опыта на основе анализа феномена озарения – инсайта. В своих построениях он опирается на философию Канта и Ж.Марешаля, взгляды Кассирера, идеи экзистенциализма, Фрейда, Юнга, Тойнби, а также на теоретические осмысления достижений классической и постклассической науки. Озарение Лонерган рассматривает как априорный и синтетический процесс, позволяющий подняться над сферой эмпирически данного и расширяющий горизонт человеческого знания. Озарение противоположно механизму кантовского схематизма воображения, ибо позволяет проникнуть в ткань сущего, ведет к постижению бытия. Лонерган предлагает собственную интерпретацию роли озарения в кумулятивном развитии математики и естествознания, в искусстве и практической деятельности. Поднимаясь над миром индивидуальных вещей, человеческое знание в финальной инстанции устремлено к тотальности бытия. Любое суждение человека о мире, по Лонергану, связано с утверждением бытия, а знание в целом устремлено к постижению его целостности. Понятие бытия первично по отношению ко всем концепциям и возвышается над ними, задает динамику познавательного процесса. Отсюда Лонерган выводит необходимость существования метафизического знания, которое должно учитывать реалии культуры, науки и здравого смысла. Метафизика ориентирована на постижение бытия как такового, и в ее свете вырисовывается также универсальная этическая перспектива, которая может по-разному расшифровываться в несхожих культурных контекстах. Тяготение человека к сфере трансцендентного ведет к гармоничному сочетанию знания и веры. Б.Л. Губман Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 451.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Insight: A Study of Human Understanding. L., 1957; Method in Theology. N.Y., 1972.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |