Джон Локк
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Джон Локк

1632-1704

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Джон Локк

IGDA. ДЖОН ЛОКК

Локк (Locke), Джон (29.VIII.1632 - 28.X.1704) - английский философ, автор трудов по философии, теологии, политической теории, педагогике, экономическим вопросам. Родился в семье судейского чиновника. Окончил Оксфордский университет. Поступив в 1667 году на службу к лидеру партии вигов А. Эшли Куперу (графу Шефтсбери; с 1672 года - лорд-канцлер), принял активное участие в политической борьбе. Преследования правительства Карла II дважды вынуждали Локка эмигрировать, и он долгие годы провел во Франции и Голландии (где сблизился с Вильгельмом III Оранским). Вернулся в Англию в 1689 году, во время «славной революции» 1688-1689 годов - компромисса между крупной буржуазией и частью земельной аристократии. Энгельс назвал Локка, активного сторонника и идеолога переворота, сыном этого классового компромисса. В 1690 году Локк опубликовал свой главный философский труд «Опыт о человеческом разуме» (русский перевод, М., 1898). Философские взгляды Локка - материализм в деистической форме. Его историческая заслуга - опровержение теории врожденных идей, обоснование материалистического принципа происхождения знаний из опыта ощущений. Отсюда убеждение Локка в могуществе воспитания в процессе формирования человеческой личности, пронизывающее его сочинение по педагогике «Мысли о воспитании» ("Some thoughts concerning education", L., 1693). К. Маркс назвал Локка отцом европейского свободомыслия, поскольку Локк выступил в защиту широкой веротерпимости («Письма о веротерпимости» - "Epistola tle tolerantia", 1689). Локк не распространял, однако, ее на католиков и атеистов.

Общественно-политические взгляды Локка изложены им в работе «Два трактата об управлении государством» ("Two treatises of government", 1690). Локк разделял распространенные в 17 веке буржуазные теории естественного состояния людей и возникновения общества и государства (эти понятия им не различались) путем общественного договора. Рассматривая возникновение общества-государства, Локк на первый план выдвигал вопрос о собственности. Локк считал, что у людей в естественном состоянии сначала существовала общая собственность на блага природы, но лишь до приложения к ним труда. Последнее превращает их в частную собственность того, кто затратил труд. Таким образом, в отличие от своего предшественника Т. Гоббса, Локк считал, что частная собственность возникла еще в естественном состоянии благодаря труду, а не была создана государством; право на нее - естественное право. Государство, по Локку, возникло прежде всего для охраны частной собственности - это его главная задача. В этих рассуждениях Локка есть элемент историзма, поскольку Локк полагал, что общая собственность предшествовала частной, что индивидуальный труд создал частную собственность, что возникновение государства связано с задачей охраны частной собственности. Но Локк увековечивал частную собственность, утверждая, что труд всегда был индивидуальным трудом и что поэтому он всегда и неизменно порождает частную собственность. Поскольку государство возникло для охраны «естественных прав» человека на частную собственность, личную свободу и безопасность, то политическая власть, утверждает Локк, не должна покушаться на эти права. Ставя во главу угла политического устройства неприкосновенность прав и свобод частного собственника, Локк выступил как один из первых идеологов буржуазного либерализма. Локк подверг критике абсолютную монархию, как несовместимую с основами и целями общественной жизни. Одним из первых он обосновал и развил буржуазную идею разделения властей, как принципа построения конституционного государства, доказывая, что только такой строй отвечает разуму, природе и целям всякого политического сообщества, только он способен выполнить основное назначение всякого государства - защиту частной собственности. Локк, писал Маркс, "...является классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному" («Теории прибавочной стоимости», ч. 1, 1955, с. 348). Локк в своих «Трактатах» обосновывает рожденные революцией идеи о народе как носителе и источнике верховной власти в государстве и о праве народа на восстание, если правители попирают его законные интересы и права. Сам Локк не был революционером, и эти положения были нужны ему всего лишь для оправдания переворота 1688-1689 годов и установившегося в его итоге режима конституционной монархии. Но в силу своего революционного содержания они были широко использованы в острых классовых столкновениях 2-й половины 18 века. Общественно-политические взгляды Локка оказали большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной общественной мысли в Европе и Америке.

A. A. Макаровский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: The works, 10 ed., v. 1-10, L., 1801; new ed., v. 1-2, L., 1877; Избр. филос. произв., т. 1-2, M., 1960.

Литература: История философии, т. 1, 1957; Англ. бурж. революция XVII в., т. 2, М., 1954; Гребенев К. В., Джон Локк, М.-Л., 1929; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового времени, т. 1, М., 1958; Ковалевский М. M., От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 3, М., 1906; Fox Bourne H. R., The life of John Locke, v. 1-2, L., 1876; Fraser A. C., Locke, Edin. - L., 1890; Fowler T., Locke, L., 1906; Aaron R., John Locke, 2 ed., Oxf., 1955; Laski N. J., Political thought in England from Locke to Bentham, L., 1920; Gough J. W., John Lock's political philosophy, Oxf., 1950.


Вернуться на главную страницу Локка.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС