Лесевич, Владимир Викторович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лесевич, Владимир Викторович

1837–1905

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Владимир Викторович Лесевич

Лесевич, Владимир Викторович (1837–1905), русский философ, социолог. Родился в с. Денисовка Полтавской губернии 15 января 1837. Окончил Петербургское инженерное училище и Академию генерального штаба. Служил на Кавказе. В 1860-е годы сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Вестник Европы». За связь с народниками был сослан в Сибирь (1879–1888). Возвратившись в Петербург, активно сотрудничал в журнале «Русское богатство». В своих первых работах философского характера Лесевич пропагандировал идеи позитивистов (прежде всего О. Конта), Л. Фейербаха, П.Л. Лаврова (Очерки развития идеи прогресса, 1868; Философия истории на научной почве, 1869; Позитивизм после Конта, 1869; Новейшая литература позитивизма, 1870 и др.). В наибольшей степени его воодушевляла позитивистская программа преодоления метафизики и утверждения в культуре идеалов подлинной научности и рациональности. В дальнейшем Лесевич сосредоточивает усилия на разработке гносеологической проблематики, которой, по его убеждению, «первый позитивизм» уделял неоправданно мало внимания. Он признает необходимость использования новейших научных методов для обоснования «позитивной» философской теории познания и приветствует «критицизм» представителей второй волны позитивизма – Р. Авенариуса, А. Риля, К. Геринга и др. Позитивная философия на этом этапе, по Лесевичу, развивает теорию «чистого опыта», которая призвана покончить с традиционными формами философского «антропоморфизма», нашедшего выражение в понимании природы чувственного и рационального знания (представления о врожденных идеях, об априорных формах). В конечном счете, полагал Лесевич, реальностью должен стать синтез новейшей позитивистской теории и современной науки. Это, в свою очередь, приведет к радикальным преобразованиям в общественном сознании и в общественной жизни в целом. Особое внимание Лесевич уделял социальной проблематике, считая, что и в области социологии позитивистская методология должна сыграть решающую роль. Он различал в социологической теории два раздела: социальную статику, изучающую характер и условия организации общества и социальную динамику, рассматривающую закономерности функционирования общественных образований. Основным критерием общественного прогресса является успешное развитие научного знания. Тяга к познанию – коренное свойство человеческой природы, а «положительная», научная философия наиболее адекватный и продуктивный результат этого универсального человеческого стремления. Умер Лесевич в Киеве 13 ноября 1905.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ-позитивист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Бажов С.И. Русский философ и публицист (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).

Жуков В.Н. Философ и социолог (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Зеньковский В.В. Исходит в построении понятия знания из чисто имманентного материала (Большая энциклопедия русского народа).

Основал школу с преподаванием на украинском языке, которое после доноса пришлось прекратить (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Лесевич В.В. Собр. соч., т. 1–3. М., 1915–17.

Лесевич В.В. Этюды и очерки. СПб, 1886

Лесевич В.В. Эмпириокритицизм как единственная научная точка зрения. СПб, 1909

Литература:

Кареев Н. Памяти В.В. Лесевича. – «Современность», 1906, № 1;

Ганейзер Е. В.В.Лесевич в письмах и воспоминаниях. – «Голос минувшего», 1914. № 8.

Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС