Михаил Юрьевич Лермонтов |
|
1814-1841 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Михаил Юрьевич ЛермонтовЛермонтов-художникМихаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь. Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Расцвет альбомной культуры связан с повсеместным умением рисовать, и лучшие альбомные рисунки того времени отличаются уверенным владением линией, способностью мгновенным очерком создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем. Однако из множества грамотно рисующих профессионалами становились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью продавать работы. Фиксируя на бумаге свои впечатления и душевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое мироощущение требовало обязательного преобразования повседневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный.
Тамань. 1837 г. Рисунок М. Лермонтова. В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл". Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции - но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Стремление к свободе - главному романтическому идеалу - молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия "Испанцы". Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", "Испанец", "Испанец с фонарем и католический монах", "Испанец в белом кружевном воротнике", портретная миниатюра Эмилии - героини "Испанцев" представляют собой зрительные парафразы трагедии. Самое значительное в этом цикле - "Портрет герцога Лермы" (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. "Испанская страсть", в соответствии с романтическиским каноном - потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды. Условно-романтическое видение природы, истории и людей преобретает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели "Белая береза" и "Парус" (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или "Древняя рать", где войско русское, а горы кавказские. Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой "юнкерской тетради", созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832-1834). Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интонация не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуальную выразительность рисунка. Та же экспрессия - в духе Орловского - присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести A. Map" линского "Амалат-бек". Характерно, что в это время - по окончании юнкерской школы - Лермонтов берет уроки живописи у художника П.Е.Заболотского. Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год - гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением "Смерть поэта" последовала ссылка на Кавказ - прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полнораскрылся творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, - "Вид Пятигорска", "Кавказский вид с саклей" ("Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты"), "Вид горы Крестовой", "Вид Тифлиса", "Окрестности селения Карагач" ("Кавказский вид с верблюдами") и другие (все 1837- 1838). Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, пространство строится ритмично развертывающимися в глубину перспективными планами; все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. Воздушной среде, нематериальной и переменчивой, свет сообщает богатство тонов, оттенков и цветовых нюансов.
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Любая кавказская панорама Лермонтова - это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей - всадники, погонщики и верблюды, грузинки набирающие в Куре воду, - подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест. В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский). Большое значение для лермонтовской иконографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина. Лермонтов - боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840-1841 годах. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке "Эпизод из сражения при Валерике", раскрашенном позднее его другом, художником Г.Г.Гагариным. Трагическая динамика боя складывается из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участниками. Тему "бедствий войны" продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, - "При Валерике. Похороны убитых". Вообще рисунки и акварели Лермонтова в наибольшей мере выражают романтическую сущность его искусства. Если в картинах романтизм проявился в сюжетном строе, в ориентальных мотивах, то графика запечатлела самый темп и напряженность романтического мирочувствия, романтического переживания натуры. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное - всадников (карандаш, 1832-1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832-1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830-1832). Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности - трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий. Использованы материалы статьи А.Гарина в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988. Вернуться на главную страницу М. Ю. Лермонтова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |