Ленин Владимир Ильич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Ленин Владимир Ильич

1870-1924

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ленин как философ

Ленин (наст. фам. Ульянов) Владимир Ильич (10(22).04. 1870, Симбирск (ныне Ульяновск)-21.01.1924, пос. Горки (ныне Горки Ленинские Московской обл.) - общественный и государственный деятель, политический мыслитель, философ-марксист. Родился в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии, окончил гимназию и юридический ф-т Петербургского ун-та (1891, экстерном). Познакомившись еще в юношеском возрасте с работами Чернышевского, Добролюбова и др., затем - с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, а также первого русского теоретика марксиста Плеханова, Ленин становится убежденным сторонником марксизма, считая необходимой борьбу за их воплощение в России. Литературная деятельность Ленина начинается в 1893 г. в Петербурге. В 1894 г. печатается нелегально его первая крупная работа «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В 1895 г. он был арестован и сослан (1897) в Восточную Сибирь (с. Шушенское). По окончании ссылки в 1900 г. эмигрировал, продолжив революционную деятельность за границей (1900-1905, 1907-1917). Завершая полемику с народничеством. Ленин доказывал, что Россия уже встала на путь капитализма («Развитие капитализма в России», 1899). В споре с так называемыми «экономистами» он обосновывал идею необходимости внесения научного социалистического сознания в рабочий класс («Что делать?», 1902).

Когда на II съезде (Лондон, 1903) Российской социал-демократической рабочей партии в ней произошел раскол на большевиков и меньшевиков, Ленин встал во главе партии большевиков, которую он в конечном итоге привел к завоеванию власти в октябре 1917 г. В отличие от меньшевиков, считавших несвоевременным вопрос о пролетарской революции в отставшей от западноевропейских стран России, Ленин уже во время революционных событий 1905 г. выдвинул идею о перерастании буржуазно-демократической революции в пролетарскую социалистическую революцию («Две тактики социал-демократии в демократической революции», 1905). Такое перерастание фактически осуществилось в феврале-октябре 1917 г. После Октябрьской революции Ленин - первый председатель правительства Советской России.

Отношение Ленина к марксистской теории, и в частности к философии, претерпело эволюцию. В своих первых трудах 1894-1895 гг. он, подобно ряду социал-демократов (К. Каутский и др.), придерживался точки зрения, что марксизм - это наука об обществе, социология, подчиняющаяся общенаучным критериям и не нуждающаяся в философии (материал философии распадается между отдельными науками, утверждал он в работе «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», 1895).

Дальнейший ход событий - выступление Э. Бернштейна с ревизией ряда положений марксизма, полемика, в т. ч. философская, вокруг ревизионизма, начавшееся размежевание революционного и реформистского крыла среди марксистов II Интернационала - побудил Ленина изменить свое отношение к философии. Он становится последовательным защитником идеи о философском своеобразии марксизма и органической целостности его трех составных частей - философии, политэкономии и учения о социализме. Именно в этот второй период (1905- 1917) Ленин наряду с политическими и экономическими работами («Крах II Интернационала», 1915, «Империализм, как высшая стадия капитализма», 1916 и др.) создает собственно философские труды - «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) и «Философские тетради» (рукопись 1914-1916). Основная проблема третьего периода (1917 -1924)  вопросы социального развития и общественно-государственного устройства после завоевания большевиками власти. В этот период делается попытка теоретически обосновать начальный этап социалистического строительства («Государство и революция», 1917; «Очередные задачи Советской власти», 1918; «Великий почин», 1919; «О значении воинствующего материализма», 1922; последние статьи: «О кооперации», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше»).

С. Чехонин. В.И. Ленин. 1920-1924.

Философские взгляды Ленин выражены, таким образом, не только в трудах «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради» и обобщающих статьях, таких, как «Три источника и три составных части марксизма» (1913) и «Карл Маркс» (1914), но и во многих работах социально-политического и экономического характера. Подспудно они проходят и в произв. первого периода, где Ленин стремился доказать, что выводы марксизма вытекают не из общефилософских схем, а из конкретно-научного исследования общества. Субъективизму народников (исходить из желаемого, из идеала) он противопоставил подход к обществу как целостности, развивающейся по своим объективным закономерностям. Соответственно и диалектический метод он определял как «научный метод в социологии, состоящий в том, что общество рассматривается как живой, находящийся в постоянном развитии организм...» (Полн. собр. соч. Т. 1. С. 165).

Однако сразу же вслед за этим, выступая с критикой «буржуазного объективизма» «легальных марксистов», Ленин требует не ограничиваться констатацией объективных фактов и процессов (в частности, развития капитализма в России), что может привести к апологетике этих фактов, а встать и на критическую точку зрения, позволяющую увидеть скрытые еще противоречия и перспективы развития. Так, философская в своей основе идея соотношения субъективного и объективного и нахождения верной линии между двумя симметричными крайностями становится одной из важнейших для Ленина как мыслителя и как практического деятеля. Многие исследователи усматривают оригинальный вклад Ленина именно в разработку вопроса о роли субъективного фактора в истории: интересов и настроений различных социальных групп, перехода от стихийности к сознательности и организованности, идеологической борьбы, стратегии и тактики политических действий и т. д. Исследование сочетания этих факторов с объективными условиями данной страны Ленин называл «конкретным анализом конкретной ситуации». При этом он упрекал Плеханова и меньшевиков в том, что они пытались делать конкретные выводы не из такого анализа, а чисто логически.

В свою очередь меньшевики обвиняли Ленина и большевиков в отходе от важных положений марксистской теории, в замене материалистического монизма дуалистическим пониманием соотношения объективных и субъективных моментов. Суть теоретического расхождения заключалась, собственно, в том, как понимать соотношение объективных и субъективных моментов в развитии конкретного общества. Для Ленина субъективные моменты были более самостоятельны и более весомы, чем для Плеханова. Если Плеханов сводил все дело к проявлению в них или вопреки им объективных экономических законов, то, по Ленину, развитые субъективные моменты могли в определенной мере компенсировать слабость экономического развития или, напротив, из-за собственной слабости - не дать довести объективный процесс до логического конца.

Свое понимание развития общества Ленин противопоставлял эволюционистской концепции склонявшихся к реформизму деятелей II Интернационала («хитрая и революционная» диалектика против «простой и спокойной» эволюции). Тесно связаны с социально-исторической проблематикой исследования Ленина по теории познания. Здесь выделяются 2 этапа: 1-й характеризуется акцентом на материализм и объективность познания как отражения действительности («Материализм и эмпириокритицизм»), 2-й - на диалектику и ее методологическую роль в познании («Философские тетради»).

Выступая против увлечения некоторых марксистов (Богданова, Базарова, Валентинова. Юшкевича и др.) философией Э. Маха и Р. Авенариуса -- эмпириокритицизмом и их попыток соединить марксистское учение об обществе с эмпириокритицистской теорией познания, Ленин настаивал на том, что марксизм имеет собственную философию и собственную, диалектико-матерналистическую теорию познания. Она несовместима с эмпириокритицизмом прежде всего постольку, поскольку материализм несовместим с идеализмом. Материализм в познании - это теория отражения, рассматривающая наши восприятия и представления как образы существующих независимо от сознания и мышления явлений. Подчеркивая объективность содержания формирующихся в результате процесса отражения образов, Ленин вместе с тем считал их идеальными, а не материальными по своему характеру. Осмысливая некоторые результаты научной революции в физике в конце XIX - начале XX века, Ленин критиковал попытки их идеалистической интерпретации эмпириокритицизмом («материя исчезла») и проводил принципиально важное разграничение между философской категорией материи («объективная реальность, данная нам в ощущении») и изменчивыми конкретно-научными представлениями о ней. То же относится к категориям пространства, времени, причинности, необходимости. Материалистическая философия, по Ленину, ограничивается признанием объективного существования обозначаемых ими реальностей, предоставляя их конкретное исследование частным наукам.

Также и сам процесс познания Ленин характеризовал лишь в самых общих чертах: это процесс бесконечный, сложный, противоречивый, связанный с практикой как основой познания и критерием истины. В «Материализме и эмпириокритицизме» Ленина по существу, интересовал не процесс познания, а его результаты, которые, по его представлению, объективны и общезначимы, лишь поскольку правильно отражают действительность. Иное дело - «Философские тетради», содержащие комментарии в ходе изучения ряда трудов Гегеля и некоторых др. философов. В них делаются попытки (хотя и в виде отдельных высказываний, фрагментов) материалистически истолковать некоторые положения гегелевской диалектики, относящиеся к процессу познания, на основе чего Ленин высказывает идею о тождестве диалектики, логики и теории познания. В статье «Три источника и три составных части марксизма» Ленин давал такое определение диалектики: это «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде» (Там же. Т. 23. С. 43-44). Данное определение было дополнено в статье «Карл Маркс» раскрытием «некоторых черт диалектики»: развитие скачкообразное, с перерывами постепенности и превращением количества в качество, внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, взаимозависимость и теснейшая связь всех сторон каждого явления, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения (см. там же. Т. 26. С. 55).

Н. Андреев. В.И. Ленин. Рисунок с натуры. 1920 год.

Поставив в «Философских тетрадях» проблему диалектики в плоскость теории познания, Ленин определяет ориентиры, указывающие на диалектический характер познания: развертывание всей совокупности моментов действительности, взаимозависимость и взаимопереход всех понятий, доходящие до тождества противоположностей между понятиями, изучение противоречия в самой сущности предметов, наконец раздвоение единого и познание противоречивых частей его. В результате Ленин перечисляет 16 элементов диалектики (объективность, всесторонность, учет внутренних противоречивых тенденций, соединение анализа и синтеза и т. д. (см. там же. Т. 29. С. 202-203), хотя этот поиск нельзя считать законченным («Философские тетради» - рабочие заметки для себя). Во фрагменте «К вопросу о диалектике» он дает обобщающее определение диалектики: это «живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности...» (Там же. С. 321).

Считая такую установку основой гибкого подхода к действительности, Ленин использует ее в своих спорах с оппонентами (см., например, «Крах II Интернационала») и в своих разработках проблем империализма, национального вопроса (две тенденции в межнациональных отношениях - к объединению и к разъединению), культуры (прогрессивные и реакционные стороны во всякой национальной культуре) и др. В послеоктябрьский период Ленин предложил разграничивать антагонистические и неантагонистические противоречия, отмечая, что последние останутся и при социализме. Он выдвинул идею сознательного соединения противоположностей, причем такого, чтобы получилась «симфония, а не какофония». Таким соединением был, в частности, для Ленина принцип «демократического централизма»: в борьбе централистской тенденции (победившей позже при Сталине) и тенденции демократической, самоуправленческой (представленной, в частности, «рабочей оппозицией») Ленин стремился найти и удержать некую среднюю, синтетическую позицию - централизация при контроле снизу (статья «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше меньше, да лучше» и др.). В статье «О значении воинствующего материализма» (1922) Ленин набросал программу деятельности философов-марксистов (союз с некоммунистами, с учеными-естествоиспытателями, материалистическая переработка диалектики Гегеля).

Отношение Ленина к русской философии во многом было подчинено интересам политической борьбы и отражало позиции радикальной интеллигенции, восходящие к 60-70-м годам XIX века. Симпатии Ленина в этой области обозначились прежде всего подчеркиванием первостепенной важности идей, оппозиционных самодержавию (декабристы, Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, петрашевцы и др. социалисты) (см. работы «Памяти Герцена», «Из прошлого рабочей печати в России», «Роль сословий и классов в освободительном движении» и др.). Главным русским философским авторитетом для Ленина был Чернышевский, к-рому он в юности, восхищенный романом «Что делать?», отправил письмо, оставшееся без ответа. Темы философского творчества Чернышевского использовались Лениным в его основных философских сочинений. Например, критика Канта «слева» в «Материализме и эмпириокритицизме», анализ «антропологизма» в «Философских тетрадях». Чернышевский наряду с Плехановым был для Ленина наиболее зримым воплощением «солидной материалистической традиции» в России («О значении воинствующего материализма»).

Ленин, так же как и многие представители народнической и социал-демократической интеллигенции, отдавал предпочтение Толстому как мыслителю по сравнению с Достоевским. Однако и Толстого Ленин воспринимал главным образом политически, как «зеркало русской революции», не рассматривая его религиозно-философские взгляды по существу. Аналогичная, но уже резко критическая оценка выражена у Ленина по отношению к Бердяеву, Булгакову, П. Б. Струве и другим религиозным мыслителям, отошедшим от марксизма. Своего апогея она достигает в одном из самых острых образцов его публицистики, посвященном критике «контрреволюционного либерализма» Бердяева, Булгакова, Изгоева, Кистяковского, Гершензона, Струве, Франка, - «О «Вехах». В целом же внимание Ленина было обращено к русской литературе по марксизму; он был нацелен главным образом на борьбу со своими российскими противниками (народниками, «легальными марксистами», «экономистами», меньшевиками, октябристами, кадетами, эсерами и др.). Причем его философско-критическая активность была направлена прежде всего на левый фланг, а также центр идейно-политического спектра борьбы в России, о чем свидетельствует его анализ эмпириокритицизма, богостроительства, «веховства» (см. «Вехи»), Русскую философскую мысль консервативного направления (К. Н. Леонтьев, Розанов. Победоносцев и др.) Ленин нигде специально не анализировал. Труды Ленина, многократно переиздававшиеся, оказали большое влияние на мировое коммунистическое движение, на левые, социалистические круги во мн. странах.

M. H. Грецкий, M. А. Маслин, В. Ф. Титов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 324-327.

А. Кравченко. Похороны В.И. Ленина. 1924 год.

Сочинения: Полн. собр. соч.: В 55 т. М„ 1958-1965; Соч.: В 2 т. М„ 1994.

Литература: Деборин А. М. Ленин как мыслитель. М., 1924; Сталин И. В. Вопросы ленинизма. 11-е изд. М., 1952; Адоратский В. В. О теории и практике ленинизма (революционного марксизма). М.; Л.; 1924; Быстрянский В. А. Ленин как материалист-диалектик. Л., 1925; Тимирязев А. К. Ленин и современное естествознание. Л., 1924; Варьяги А. Диалектика у Ленина. М.; Л., 1928; Луппол И. К. Ленин и философия. М., 1927; Познер В. М. Очерк диалектического материализма (по книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). М., 1936; Омельяновский М. Э. В. И. Ленин и философские вопросы современной физики. М., 1968; О «Философских тетрадях» В. И. Ленина. М., 1959; Кедров Б. М. Книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и современное естествознание. М., 1959; Он же. Из лаборатории ленинской мысли (Очерки о «Философских тетрадях» В. И. Ленина). М., 1972; Чагин Б. А. В. И. Ленин о роли субъективного фактора в истории. Л., 1967; Розентачь М. М. Ленин и диалектика. М.. 1963; Ленин как философ. М., 1969; Копнин П. В. Философские идеи В. И. Ленина и логика. М., 1969; История марксистской диалектики. Ленинский этап. М., 1973; Ильенков Э. В Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1980; Ленин. Философия. Современность. М., 1985; Главные философские труды В. И. Ленина. М., 1987; Ленин. Взгляд с Запада. М., 1990; «Материализм и эмпириокритицизм» в России и за рубежом: Новые материалы. М., 1990; Кувакин В. А. Мировоззрение Ленина: формирование и основные черты. М., 1990; Логинов В. Т. Владимир Ленин: Выбор пути. Биография. М., 2005; Он же. Неизвестный Ленин. М., 2010; Бессонов Б. П. Владимир Ленин - собиратель земель Русских. М., 2007; Есин С. Н. Ленин: Смерть титана. М., 2010; Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов. Владимир Ильич Ульянов (Ленин). М., 2013 (имеется библ.); Hopper J. (Pannekoek A). Lenin als Philosoph. Amsterdam. 1938; Meyer A. Leninism. Cambridge (Mass.), 1957; Seve L.  Lu difference. Introduction au lenmisme. P., 1960; Lenin. The Man. The Theorist. The Leader. A Reapprisel. L., 1987; Garaudy R. Leniue. P., 1968; Althusser L. Leniue et la philosophic. P., 1969; Uiam A. Lenin and lite Bolsheviks. L., 1969; Gruppi L. II pensiero di Leuin. Roma. 1970; Lecourl D. Une crise et son enjeu (essai sur la position de Lenine en phiiosophie). P., 1973, Lenineet la pratique scientifique. P., 1974; Liebman M. Leninism under Lenin. L., 1975: Polan A. J. Leuin and the End of Politics. L., 1984.

Вернуться на мемориальную страницу Ленина

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС