> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ЧЕРНОСОТЕНЦЫ >
ссылка на XPOHOC

Лауниц, фон-дер Владимир Федорович

1855-1906

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Лауниц, фон-дер Владимир Федорович (10.08.1855—21.12.1906), шталмейстер Высочайшего Двора, генерал-майор Свиты, действительный статский советник, С.-Петербургский градоначальник, борец с революционной смутой.

Родился в с. Каргашине Елатомского у. (ныне Сасовский р-н) Тамбовской (ныне Рязанской) губ. в семье генерал-лейтенанта Федора Федоровича (1811-1886) и Софии Николаевны (1829-1905) фон-дер Лауниц. Древний прибалтийский род фон-дер Лауниц известен в России с XV в. Один из основателей российской ветви был в числе сопровождавших наследницу Византийского Императорского престола принцессу Софию Палеолог будущую супругу Великого Князя Московского Ивана III, которая прибыла в Россию в 1472. Окончил Пажеский корпус (1877), выпущен корнетом в л.-гв. Гродненский гусарский полк. Принимал участие в Русско-турецкая войне 1877—1878 годов. За участие в боевых действиях был награжден: орденами св. Анны 4-й ст., Анны и Станислава 3-й ст., Румынским железными крестом за переправу через Дунай, другими наградами (позднее стал полным кавалером орденов свв. Анны и Станислава). После окончания войны добровольно остался служить в освобожденной Болгарии. Участвовал в установлении гражданского порядка, занимая должность мидийского окружного начальника Адрианопольского санджака (1878—1880). Затем, назначенный в распоряжение начальника войск милиции Восточной Румелии, командовал Сливненской конной сотней.

В 1883 вступил в брак с кнж. Марией Александровной Трубецкой (1863—1922). В 1885 вышел в отставку в чине полковника и жил в Харьковской губ., в имении своей жены (с. Алексеевка и с. Б. Рогозянка). В 1892—1900 избирался Харьковским уездным предводителем дворянства, мировым судьей, председателем губернского земского собрания. Заботился о народном просвещении, добившись увеличения количества школ и увеличения ассигнований на 200 тыс. руб. ежегодно. Биограф Лауница свящ. К.Богоявленский писал: «Эта жизнь в деревне, на лоне природы, близость к матушке-земле и ... крестьянам-землеробам, укрепила в нем горячую веру в Бога. Будучи глубоко верующим христианином, он свято чтил Православную Веру, в течении всей своей жизни боролся за Ея величие, Ея силу, негодовал при виде того безверия, того легкомыслия, с которым относятся теперь к религиозным вопросам». Строил храмы, часовни, школы на территории Харьковской и Тамбовской епархий, заботился о сельском духовенстве, принимал активное участие в церковно-приходской жизни.«Мне особенно пленительною казалась его глубокая религиозность, — писал еп. Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев). — С благоговением вспоминаю крестные ходы в Харькове и Тамбове, в которых он с особой ревностью участвовал, сам неся святыни чудотворных икон». Святейший Синод неоднократно отмечал его усердие награждениями и представлениями к Высочайшим наградам.

В январе 1901 Лауниц был снова призван на службу — назначен на должность Архангельского вице-губернатора. С 28 августа 1902 по 30 декабря 1905 занимал должность Тамбовского губернатора. В июле 1903 произведен в действительные статские советники, а в дек. 1903 ему было пожаловано звание шталмейстера Высочайшего Двора. В Тамбове Лауниц стал одним из инициаторов и организаторов прославления прп. Серафима Саровского.«Промысел Божий, — писал о Лаунице еп. Иннокентий, — избрал эту выдающуюся религиозность орудием Своих дел. Почившему суждено было послужить великому Саровскому Торжеству. На нас двоих легла тогда вся тяжесть и ответственность за успех этого светлого события в жизни России. Мне досталась церковная сторона торжества, ему — гражданский порядок, охрана, распорядительность. И сколько вложил он в это торжество Церкви своего труда, хлопот, забот, опасений и тревоги, — то видел и ценил Царь-Богомолец, да с высоты небес призирал Святой прославляемый Саровский Праведник». Значимость этого события в жизни России н. XX в. достаточно хорошо освещена в литературе. Многие подготовительные мероприятия Лауниц, видя нехватку средств, проводил за свой счет.

В годы революционных брожений н. XX в. Лауниц не поддался либерально-нигилистическим настроениям прозападно ориентированной части русского общества, продолжая оставаться на позициях Православной Русской государственности и видя свой долг в защите устоев Русской Церкви и Русского государства. Эта позиция, с одной стороны вызывала насмешки т.н. «прогрессивных» кругов общества, с другой — была близка взглядам Императора Николая II, что послужило их духовному сближению. Лауниц решительными и продуманными действиями сумел остановить распространение смуты на территории своей губернии. Его увещевания одураченных агитаторами крестьян в сочетании с твердыми мерами по наведению порядка стабилизировали обстановку, позволили избежать кровопролития и гибели людей. Известны даже случаи, когда виновные возвращали награбленное и приносили церковное покаяние. Тамбовская губ. менее других пострадала от революционных событий н. века и дольше всех впоследствии сопротивлялась большевикам (Антоновское восстание).

31 декабря 1905 Лауниц был назначен градоначальником столицы Российской Империи в чине генерал-майора Свиты, он принял это назначение по личной просьбе Государя. Узы духовной дружбы и взаимной любви связывали Лауница с великим светильником Земли Русской св. прав. Иоанном Кронштадтским. Лауниц часто бывал в монастыре на Карповке, помогал в завершении строительства и благоустроении обители. Особенной заботой и покровительством Лауница пользовался Союз Русского Народа (СРН). Он поддерживал личные тесные отношения с черносотенцами: у него в градоначальстве служили И. Н. Жеденов, Д. И. Шишмарев и др. члены СРН, в его кабинете часто бывали А. И. Дубровин, А. А. Майков, Н. М. Юскевич-Красковский и др. монархисты. После убийства Лауница монархисты утверждали, что это злодеяние организовали окопавшиеся в градоначальстве евреи и поляки. В московской газете «Вече» была опубликована статья Л. Е. Катанского «Накануне баррикад», в которой об этом открыто писалось. Новый градоначальник генерал Драчевский начал с того, что уволил из градоначальства всех членов СРН: Жеденова, Васильева, Шишмарева.

Честность и неподкупность Лауница, чистота его православной веры вызывали ненависть со стороны антирусских, антиправославных сил. В революционном списке приговоренных к смерти он стоял на третьем месте (после Императора Николая II и П.А. Столыпина). Были покушения, были угрозы. Близкие друзья советовали проситься куда-нибудь подальше от Петербурга. На это Лауниц всегда отвечал: «Останусь, пока нужен Государю». На 21 декабря 1906 в Петербурге было назначено освящение новой клиники Института Экспериментальной медицины, что на Лопухинской улице (Петроградская сторона). Участники торжества собрались за богослужением в храме клиники. Очевидец свидетельствует, что Лауниц находился у колонны, недалеко от алтаря. «Стоя близко к нему, я видел, как во время обедни он на коленях молился Богу — смерть, очевидно, витала над ним». Когда по окончании Божественной Литургии и молебна Лауниц, в числе прочих, подойдя к кресту, двинулся к выходу, раздались выстрелы. Лауниц поднял руку для совершения крестного знамения и упал, обагрив своей кровью порог храма Божия, где только что совершалась Безкровная Жертва и с улыбкой предал свой дух Господу. «Он говорил, что лично ему смерть не страшна — все мы в руце Божией, — но ему страшно, что каждая смерть, смерть от злодейской руки убийц не подействовала бы, как ослабление веры и силы у не совсем твердых и уравновешенных. Да, в нем Россия лишилась человека с железным сознанием честно исполняемого долга, и человека с мягким, добрым отзывчивым сердцем. Они знали, кого убивали, знали и почему, а мы эту невознаградимую потерю чувствуем сейчас, и будем еще ощутительнее и с каждым днем яснее и яснее чувствовать впредь... Память о нем у всех, кто имел с ним счастье встречаться, не иссякнет», — писал преданный ему Д. И. Шишмарев. 24 декабря 1906 митр. Антонием (Вадковским) в сослужении петербургского духовенства был совершен чин отпевания. Согласно завещанию Лауница он был похоронен на родине в с. Каргашине за алтарем сельского храма.

Свою жизнь и жизнь своей семьи Лауниц стремился построить в соответствии с идеалами Святой Руси, воспитав в духе Православной веры и любви к Отечеству своих шестерых детей.

Владимир (р. 1884), выпускник Императорского Училища правоведения в августе 1918 арестован ЧК в Москве по обвинению в монархической деятельности и отправлен в Ивановский концентрационный лагерь (бывший Иоанновский монастырь в Москве), где след его теряется.

Мария (1886—1959), фрейлина, в 1918 обвенчалась с полковником В. М.Лермонтовым (1874-1954), внучатым племянником поэта, похоронена в Пятигорске на городском кладбище.

Александр (1890—1914), выпускник Пажеского корпуса, офицер л.-гв. Семеновского полка погиб под Люблином.

Емилия (1893-1966), фрейлина, во время Великой Отечественной войны с дочерьми интернирована в Германию, скончалась в Париже, похоронена на кладбище Сен-Женевьев де Буа.

София (1897-1976) в 1920 выехала с частями Русской армии из Крыма в Константинополь, с 1930-х жила в Париже, похоронена на кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Феодор (1899—1979), выпускник Пажеского корпуса 2 февраля 1917 (последний выпуск), в 1920 выехал из Крыма в Константинополь в составе Русской армии, в сер. 50-х переехал в Бельгию, был старостой храма-памятника Царю-Мученику Николаю II в Брюсселе. Женат на М. П.Апраксиной (1913—1968) — дочери гр. П. Н. Апраксина. Скончался и похоронен в Брюсселе.

После революции в начале 20-х храм в с. Каргашине и место захоронения подверглись осквернению, которое было совершено под руководством председателя Елатомского (Сасовского) уездного комитета большевиков и уездного исполкома А. Н. Янина, устанавливавшего советскую власть в Сасовском районе, куда он был направлен из революционного Петрограда. Многочисленные очевидцы свидетельствуют, что тело Владимира Феодоровича сохранилось нетленным. В 2000 году материалы о его жизни, трудах и мученической кончине были переданы в Комиссию по канонизации при Св. Синоде Русской Православной Церкви.

А. Соколов, В. Соколов, Л.Логвиненко

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Литература:

Артамонова Н. Сын, России преданный // Русский вестник. 2000. № 3—4; Борец-мученик за Святую Русь в смутную годину В. Ф. фон-дер-Лауниц. Сост. Свящ. Тамбовского Кафедрального собора Константин Богоявленский. Тамбов, 1912; Борец-мученик за Святую Русь. Сост. В. Н. Соколов. Ставрополь, 2000; Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Рязанские достопамятности. М., 1989; Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1906. № 71; Волконский В. М. Саровские торжества//Русское возрождение. 1978. № 2; Герасимов А. В. На лезвии с террористами. Воспоминания. М., 1991; Иннокентий, архиеп. Слово, сказанное 27 дек. 1906 в церкви с. Каргашина, Елатомского у. при погребении СПб. градоначальника, генерал-майора В. Ф. фон-дер-Лауница. // Прибавление к «Церковным ведомостям». 1907. 20 янв.; Логвиненко Л. Борец-мученик за Святую Русь // Ставропольский благовест. 2000. № 8; Мосолов А. А. При дворе последнего Императора. Записки начальника канцелярии министерства Императорского Двора. СПб., 1992; Новый С.-Петербургский градоначальник// Нива. 1906. № 10; О мерах, предпринятых градоначальником СПб. В. Ф. фон-дер-Лауницем по недопущению поднятия цен на продукты питания // С.-Петербургские ведомости. 1906. № 88; Обращение к Святейшему Патриарху Алексию II и в Комиссию по канонизации при Священном Синоде Русской Православной Церкви // Русский вестник. 2000. № 27-28; Павлов Н. А. В. Ф. фон-дер-Лауниц. Таинственное убийство (из газеты «Русское знамя», № 5,1907). СПб., 1907; Памяти СПб. градоначальника свиты Его Величества генерал-майора В. Ф. фон-дер-Лауница. Собрано крепколюбившим почившего Д. И. Ш. СПб., 1907; Платонов О.А. История русского народа в XX в. В 2 т. М., 1997; Св. праведный Иоанн Кронштадский в воспоминаниях самовидцев. М., 1998; Сологуб В. Д. «Державной воли верный исполнитель». Санкт-Петербургский градоначальник Владимир Федорович фон-дер Лауниц (1855-1906) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Угодник Божий Серафим. Под ред. А. Н. Стрижева. М., 1993; Шаховской М. Памяти В. Ф. фон-дер-Лауница// Голос русского. 1906. № 98.

Здесь читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС