Квитко Давид Юрьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Квитко Давид Юрьевич

1889-1942

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Давид Юрьевич Квитко

Квитко Давид Юрьевич (20.02 (04.03) 1889, Брацлав, Украина - 05.02.1942, Ашхабад) - советский философ-марксист. Специалист по англо-американской философии и философии Толстого. Участник революционного движения, в 1913 году эмигрировал в США, спасаясь от ареста. Работая на швейной фабрике, стал активистом радикального крыла американской социалистической партии. В 1919 году, когда это крыло откололось и образовало коммунистическую партию США. Квитко стал ее членом и пропагандистом. В 1925-1927 годы опубликовал большое число статей в русскоязычной американской газете «Новый мир», которая отстаивала коммунистические идеи. Его статья «Ленин как теоретик» показывает, что Квитко полностью разделяет философию диалектического материализма, считал Ленина величайшим революционером. В 1927 году Квитко перевел «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина на английский язык. Учился в американских университетах — Нью-Йоркском, Гарвардском и Колумбийском, в последнем получил степень магистра и доктора философии. Его докторская диссертация «Философское исследование взглядов Толстого» (1927) стала первой книгой о философии Толстого, опубликованной в США. В этой книге, посвященной всестороннему критическому анализу метафизики, философии религии, социальной философии, философии истории, этики и эстетики Толстого, отражено скорее влияние американского прагматизма У. Джеймса, чем влияние К. Маркса или Ленина. Квитко утверждал, что философия Толстого является выражением широко распространенных настроений пассивности, разочарования и отчаяния. Однако убеждения Квитко оставались марксистскими. После защиты диссертации в Колумбийском университете Квитко вернулся на свою родину, в СССР, вступил в ВКП(б) и стал работать старшим научным сотрудником Коммунистической академии в Москве. Русский перевод его диссертации с некоторыми изменениями был издан в 1928 году; в этом же году он опубликовал в журнале «Под знаменем марксизма» очерк «Толстовство как мировоззрение». Затем в 1930 году последовало второе, расширенное издание книге о Толстом, которое отмечено явным переходом автора от прошлой, главным образом, психологической интерпретации взглядов Толстого, к философской трактовке, основанной на работах Маркса, Плеханова и Ленина. В 1933 году Квитко приступил к чтению лекций по истории англо-американской философии в МГУ и МИФЛИ; в 1934 году становится профессором МГУ, в 1936 году защищает докторскую диссертацию на основе книги «Очерки современной англо-американской философии» (1936). В ней дается марксистская критика западных философских течений, таких, как абсолютный идеализм, прагматизм, неореализм и критический реализм и др. Все они рассматривались Квитко в качестве различных вариантов идеализма и трактовались как выражение классовых интересов буржуазии. Его единственная статья, опубликованная после 1936 года, посвящена эстетическим взглядам Чернышевского. Умер Квитко в Ашхабаде, находясь в эвакуации (туда был эвакуирован МГУ в 1941 году после нацистского вторжения). Уникальная ситуация Квитко как русского философа, способного писать как по-английски, так и по-русски и переводить с одного языка на другой, демонстрирует его вклад в обе языковые культуры. На родине, как и на Западе, книга Квитко о Толстом была первым систематическим критическим рассмотрением толстовства как особой философской концепции. Равным образом и его критический анализ современных течений англо-американской философии был на протяжении ряда лет фактически единственным профессиональным источником информации по этой теме в СССР.

Дж. П. Скэнлан. Пер. с англ. М. А. Маслина

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 273-274.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

A Philosophic Study ofTolsloy. N. Y., 1927;

Философия Толстого. М., 1928 (2-е изд.: М., 1930);

Толстовство как миро-воззрение// Под знаменем марксизма. 1928. № 9-10;

Проблемы пространства, времени и материи у неореалиста Александера // Вестник Комакадемии. 1929. Кн. 34 (4);

Философия инструментализма Джона Дьюи // Под знаменем марксизма. 1930. № 9;

Очерки современной англо-американской философии. М.; Л.. 1936;

Эстетические взгляды Чернышевского // Под знаменем марксизма. 1940. № 2.

Литература:

Д. Ю. Квитко // Философская энциклопедия. М, 1962. Т. 2.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС