Кукольник Нестор Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кукольник Нестор Васильевич

1809-1868

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Нестор Васильевич Кукольник

К.П. Брюллов. Портрет писателя Н.В. Кукольника. 1836. 

Кукольник Нестор Васильевич (1809 - 1868), прозаик, драматург.

Родился 8 сентября (20 н.с.) в Петербурге в семье профессора Петербургского педагогического института. Учился в Нежинской гимназии высших наук, где отец в 1820 - 21 занимал должность директора. В это же время здесь учился Н.Гоголь, вместе с которым Кукольник играл в гимназическом театре. Уже в гимназии он начал писать стихи и драмы.

Закончив гимназию в 1829, был учителем в Виленской гимназии, потом служил в Петербурге, не оставляя литературной деятельности. В 1833 была опубликована драматическая фантазия Кукольника "Торквато Тассо", имевшая большой успех и принесшая ему славу. Вдохновленный успехом, кукольник пишет исторические пьесы: "Рука Всевышнего отечество спасла" (1834), "Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский" (1835), "Роксолана" (1835) и др. Как пьесы, так и рассказы на темы из итальянской жизни не только не имели успеха, но и вызвали неодобрительные отзывы критики, хотя отмечался яркий стих, которым были написаны эти произведения.

Наибольшую популярность имели его повести и рассказы, посвященные эпохе Петра 1 ("Два Ивана, два Степаныча и два Костылькова", 1844; "Часовой", "Новый год" и др.) и современной русской жизни ("Надинька", 1843).

Кукольник в своих произведениях стремился к подлинной народности. Это ему удалось в драмах "Иван Рябов...", "Боярин Федор Басенок". Белинский писал о первой из них: "...достоинство... составляет народный язык, доведенный до крайнего совершенства и - под русскою речью таится русский ум, русская душа". Некрасов назвал стихи второй драмы "прекрасными, а драму "гениальною" по сравнению с тогдашней русской драматургией.

Окружение Кукольника составляли известные деятели культуры, он был дружен с Брюлловым, Айвазовским, многими актерами, композиторами. Тесная дружба связывала его с Глинкой, который положил некоторые его стихи на музыку ("Сомнение", "Жаворонок", "Попутная песня" и др.). Умер Н.Кукольник 8 декабря (20 н.с.) 1868.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Н.В. Кукольник. Рисунок К. Брюллова.

КУКОЛЬНИК Нестор Васильевич (1809-1868). Товарищ Гоголя по гимназии высших наук в Нежине, чиновник канцелярии Министерства финансов, впоследствии действительный статский советник. Быстрый и шумный успех создали ему первые произведения «Торквато Тассо» (1833), «Рука всевышнего Отечество спасла» (1834), «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» (1833). За ними последовали многочисленные стихотворения, рассказы, повести, пьесы... Писатель не был лишен литературного дарования. Не потеряли значения его рассказы из Петровской эпохи. Все остальные произведения (большинство) отличает напыщенность, стремление к внешним эффектам, реакционно-романтическая направленность и обывательская ограниченность. По определению И. С. Тургенева, Кукольник принадлежит к «ложно величавой школе», в самой сущности которой нет «ничего русского».

Пушкин познакомился с Кукольником весной 1834 года и встречался с ним в литературных кругах столицы. Характерна дневниковая запись Пушкина от 17 марта 1834 года о первой встрече с Кукольником: «Не знаю, имеет ли он талант. Я не дочел его Тасса и не видал его Руки». Великому поэту был чужд казенно-патриотический пафос творчества тогда еще молодого писателя, в котором он видел «жар не поэзии, а лихорадки». Кукольнику было известно отрицательное к нему отношение Пушкина, и, считая его «своим злейшим врагом», он вместе с тем «всегда почитал в нем высокое дарование, поэтический гений».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 282-283.


Кукольник Нестор Васильевич (8[20].09.1809—8[20].12. 1868), писатель. Родился в семье профессора Петербургского педагогического института. Учился вместе с Н. В. Гоголем в Нежинской гимназии высших наук, где отец Кукольника в 1820—21 занимал должность директора. Позднее был петербургским чиновником. В 1833 опубликовал драматическую фантазию «Торкватто Тассо», имевшую шумный успех. За ней последовали исторические пьесы: «Рука Всевышнего Отечество спасла» (СПб., 1834), «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1835), «Роксолана» (1835), «Князь Даниил Дмитриевич Холмский» (СПб., 1840) и др. Драмам Кукольника свойственны возвышенный пафос и гордость за прошлое Родины, пьеса «Рука Всевышнего Отечество спасла» проникнута патриотической идеей: Православие — Самодержавие — Народность.

В исторических пьесах представлены моменты русской истории, наиболее ярко демонстрирующие процессы национального единения и самосознания (в т. ч. «смутное время», эпоха Петра I). Политическая схема Кукольника являет из себя двучленную формулу «монарх — народ», в которой монарх является высшим воплощением народной воли и разума, а народ — носителем национального чувства («монархический демократизм»). Всякое опосредование этой связи (аристократическая оппозиция, забота о правах личности) рассматривается как проявление своекорыстных или своевольных страстей (эгоизма, честолюбия) и приравнивается к измене и преступлению. (Монархизм и патриотизм Кукольника носят явно антиаристократический характер, чему свидетельство — сцена избрания Михаила Романова, образы нижегородских людей и выпады против своевольных бояр в «Руке Всевышнего»). Герой Кукольника — образец служения «царю и отечеству» — одновременно героичен и трагичен: выигрывая борьбу с внешними, «естественными» врагами, он терпит тяжкий урон или поражение от врага «внутреннего» — измены. Популярность исторических пьес Кукольника (многие из них шли на сцене десятилетиями) обусловливались приемлемостью их идеологии для всех слоев русского народа, выступавшего за национальное единство и консолидацию страны вокруг царя.

Интересны повести и рассказы Кукольника, посвященные эпохе Петра I («Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова», 1844, и др.) и современной русской жизни («Надинька», 1843). Их отличают юмор и живописность в обрисовке русского быта, выразительность диалога. Некоторые произведения Кукольника, напр., повесть «Сержант Иван Иванович, или Все за одно» (1841), содержали критические ноты в изображении крепостного права и произвола помещиков. Повесть «Максим Созонтович Березовский» (1844) рисует трагическую судьбу русского крепостного композитора XVIII в. Это дало повод В. Г. Белинскому в 1847 отметить, что Кукольник «…одною стороною своего таланта примкнулся к т. н. натуральной школе…». Кукольник издавал «Художественную газету» (1836—41), «Дагеротип» (1842), «Иллюстрацию» (1845—47) и др. Ему принадлежат стихи романтического характера. Кукольник был дружен с М. И. Глинкой. Многие романсы и песни Глинки («Сомнение», «Прощальная песня», «Жаворонок», цикл «Прощанье с Петербургом» и др.) написаны на слова Кукольника. Глинка написал также музыку к драме Кукольника «Князь Холмский».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Сочинения:

Повести и рассказы. Т. 1—2. СПб., 1843;

Соч. Т. 1—10, СПб., 1851—53;

Повести и рассказы. Кн. 1—6. СПб., 1871;

Исторические повести. Кн. 1—6, 3-е изд., Пг., 1894—1901.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС