Ксенофонт |
|
445-355 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ксенофонт
Ксенофонт родился в Афинах около 430 г. до н. э. и умер около 355 г. в Коринфе. Он принадлежал к числу богатых афинских рабовладельцев, враждебно настроенных к рабовладельческой демократии. В молодости Ксенофонт некоторое время был учеником философа Сократа, известного своими антидемократическими взглядами. Потом он служил наемником в войске Кира Младшего, боровшегося за персидский престол со своим старшим братом — царем Артаксерксом. После гибели Кира и отступления 10 000 греков, которое Ксенофонт впоследствии описал в известном произведении «Анабасис», он с частью своих наемников-сослуживцев поступил в спартанскую армию и был заочно приговорен афинским правительством к пожизненному изгнанию, как изменник. Позже он примкнул к спартанскому царю — Агесилаю. В составе его войск Ксенофонт сражался против своей родины — Афин. Долгое время он жил затем в Пелопоннессе в Скиллунте, недалеко от Олимпии, в усадьбе, полученной от спартанцев. Но, после поражения Спарты в войне с Фивами в 371 г., ему пришлось переселиться в Коринф. Изменившаяся политическая ситуация: временное сближение Афин и Спарты, которые опасались усиления Фив, дали возможность Ксенофонту на склоне лет получить амнистию. Но на жительство в Афины он предусмотрительно не переехал. Ксенофонт — известный писатель, автор целого ряда сочинений, в том числе исторических. Наиболее важным историческим произведением Ксенофонта является «История Греции», которая была написана как продолжение знаменитой «Истории» Фукидида. Она состоит из 7 книг, начинается изложением событий 411 г., на которых оборвалась «История» Фукидида, и заканчивается битвой при Мантинее (362 г. до н. э.), где войска беотийцев и их союзников разбили спартанцев. Как историк, Ксенофонт во многом уступает своему предшественнику. Он верит в предзнаменования, прорицания и сны. Большое значение Ксенофонт приписывает вмешательству богов, исторический процесс он низводит до раздоров отдельных лиц. В отличие от «стремящегося к истине» Фукидида, Ксенофонт весьма тенденциозен. В «Греческой истории», так же как и в других его произведениях, восхваляются реакционные спартанские порядки. К ним всегда тяготели аристократические слои рабовладельческих Афин. Однако произведение это, несмотря на отдельные пропуски и сознательные умолчания, насыщено большим количеством ценных и достоверных фактов, которые автор имел возможность собрать и как очевидец и как человек, близко стоявший к видным политическим деятелям того времени. Кроме того, Ксенофонту принадлежат труды философского и экономического содержания с рецептами наиболее рациональной эксплуатации рабов, риторические сочинения и даже большое произведение, похожее на исторический роман,— «Киропедия» («Воспитание Кира»), в котором он пропагандирует монархические идеи. [17] ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В ПОНИМАНИИ КСЕНОФОНТА (Греческая история, V, 4, 1) Много можно привести примеров как из истории эллинов, так и из истории варваров того, что боги не оставляют ненаказанным ни одного преступления, совершенного против богов или людей. Но я приведу в качестве примера следующий случай. Лакедемоняне, которые поклялись соблюдать независимость греческих городов и, несмотря на это, захватили фиванскую крепость, эти самые лакедемоняне, которые до этого не знали над собой ничьей власти, потерпели поражение от обиженных ими [фиванцев], которые отомстили им своими слабыми силами, не получив ни от кого поддержки. Точно так же достаточно было семерых изгнанников 1 для свержения власти тех граждан, которые ввели лакедемонян в свою крепость и ради собственного господства над согражданами согласились отдать во власть лакедемонянам весь город Фивы. ВЕРА В ОРАКУЛЫ (Греческая история, IV, 7, 2) (Эпизод из войны Спарты с Аргосом в 390 г. до н. э.) Когда Агесиполид 2 узнал, что ему поручено вести войско в поход [против Аргоса] и что диабатерии 3 дали хорошее предзнаменование, он отправился в Олимпию спросить оракул 4, правильно ли он поступит, если не примет перемирия, предложенного аргосцами, которые ссылаются на наступление священного месяца 5, но, не потому, что он должен тогда быть по календарю, а потому, что им грозит нападение лакедемонян. Божество указало через жертвенных животных, что он поступит правильно, если не примет перемирия, предложенного на незаконном основании. Из Олимпии Агесиполид отправился в Дельфы и там вопросил Аполлона 6, думает ли он об этом перемирии так же, как и его отец. Аполлон ответил, что он того же мнения об этом. Тогда Агесицолид... стал во главе собравшегося войска и вторгся в Арголиду 7. Перев. В. С. Соколова. ИДЕАЛИЗАЦИЯ СПАРТАНСКОЙ ОЛИГАРХИИ (Государство лакедемонян, 8— 10) ... в Спарте особенно строго повинуются законам... Я однако не думаю, чтобы Ликург 8 начал вводить этот прекрасный порядок, не получив предварительно согласия влиятельнейших лжи в государстве... Раз, по признанию влиятельных людей, повиновение — величайшее благо в городе, и в войске, и в доме, то эти же самые люди, естественно, придали силу и эфорской власти: чем сильнее власть, тем, по их мнению, больше она должна побуждать граждан к повиновению. Эфоры 9 имеют право подвергать кого [18] угодно наказанию, имеют власть взыскивать немедленно, имеют власть и отставить от должности до истечения срока и посадить в тюрьму должностных лиц, возбудить против них процесс, грозящий смертью... Было еще у Ликурга немало прекрасных средств, чтобы возбуждать у граждан охоту к повиновению законам: одним из самых прекрасных мне представляется то, что перед дарованием народу законов он отправился в сопровождении знатнейших лиц в Дельфы и вопросил бога, будет ли к выгоде и ко благу для Спарты повиноваться законам, им изданным, а когда бог изрек, что во всех отношениях это будет ко благу, Ликург их обнародовал, объявив при этом, что раз они изречены самой пифией 10, нарушение их не только преступно, но и грешно... ...И самое удивительное, что хотя все хвалят подобные учреждения, подражать им не желает ни одно государство. («Древний мир в памятниках его письменности», ч. 2, из № 39.) [Примечания] 1. Речь идет о демократическом перевороте в Фивах под руководством Пелопида в 379 г. до н. э. 2. Агесиполид — царь спартанский. 3. Диабатерии — жертвы, приносимые в походе при переходе через границу. 4. В Олимпии был оракул Зевса. 5. Во время празднества полагалось прекращать военные действия. 6 Аполлона, т. е. Дельфийского оракула. Бог Аполлон — сын Зевса и Латоны, очевидно, мог ответить на вопрос царя только утвердительно, так как последний в вопросе предупредил бога, что положительный ответ уже дан его отцом — Зевсом. Пример хитрости в отношении с божеством. 7. Арголида — область на северо-востоке Пелопоннеса. 8. Ликург — легендарный спартанский законодатель, см. введение к разделу «Спарта». 9. Эфоры числом 5 — высшая правительственная коллегия в Спарте, представлявшая интересы олигархии, избиралась сроком на 1 год. 10. Пифия — прорицательница при оракуле Аполлона в Дельфах. [19] Цитируется по изд.: Хрестоматия по истории Древнего Мира. [В трех томах]. Том II. Греция и эллинизм. Под ред. акад. В.В. Струве. М., 1951, с. 17-19. Вернуться на главную страницу Ксеновонта
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |