Козельский Яков Павлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Козельский Яков Павлович

1728-1794

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Яков Павлович Козельский

Козельский Яков Павлович (ок. 1728 — ок. 1794) — русский просветитель, философ-материалист. Философию Козельский разделял на теоретическую (логику и метафизику) и практическую (нравоучительную), включающую юриспруденцию и политику. Козельский особо отмечал значение для практической философии трудов Монтескье, Руссо и Гельвеция, для теоретической — Вольфа. Вместе с тем он критиковал вольфианцев, считал их отношение к природе неясным («тайным») и ставил им в вину то, что у них математика «налагает природе свои законы, тогда как она сама училась у природы, которая всех наук умнее и превосходнее». «Философическое» познание, согласно Козельскому, тесно связано с «математическим» и «историческим», но имеет свою специфику. Главной его целью является «испытание причин истины», причем философия, так же как и естественные науки, нацелена на познание не только открытых, но и неизвестных еще «причин истины». Однако в отличие от других наук философия исследует «генеральные познания о вещах и делах человеческих». Как выразитель идей механистического материализма, Козельский, высказывая мысли об объективности, познаваемости законов природы, считал, что «в натуре не делается ничего скачком». Порой он допускал деистические (Деизм) отступления, ссылался на «мудрость создателя» и т. п. Сочинения: «Арифметические предложения» (1764), «Механические предложения» (1765), «Философические предложения» (1768), «Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании» (1788) и др.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 196.


Козельский Яков Павлович (ок. 1728 — ок. 1794), философ. Учился сначала в Киевской духовной семинарии, а затем в гимназии при Академии наук в С.-Петербурге. В 1752—1766 находился на военной службе. В 60-е преподавал математику и механику в Артиллерийской и инженерной школе. В 1767 избирается депутатом в Комиссию для сочинения проекта нового уложения. В 1788—1793 сотрудничал в возобновленной комиссии по проекту нового уложения, занимая одновременно пост инспектора гимназии чужестранных единоверцев в Петербурге.

Литературное наследие Козельского помимо специальных пособий по математике, фортификации и т. п. включает различные переводы; в т. ч. «Статьи о философии и частях ее из французской энциклопедии» (СПб., 1770). Основными работами Козельского являются «Философические предложения» (СПб., 1768) и «Рассуждение двух индийцев Капана и Ибрагима о человеческом познании» (СПб., 1788). Последнее сочинение, вероятно, написано в соавторстве с известным врачом Н. М. Максимовичем-Амбодиком. По содержанию — это философские словари компилятивного характера, чего автор и не скрывает. «Философические предложения» охватывают весь круг дисциплин, рассматривавшихся тогда как подчиненные философии, — логику, метафизику, психологию, этику, юриспруденцию и политику. «Рассуждения…» ограничиваются в основном естественно-научной тематикой. Козельский питал слабость к философии французского Просвещения. В заключительной части своего труда он сочувственно излагает теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо и, кроме того, многое заимствует у Ш. Монтескье. Впоследствии Козельский относился к своей первой философской работе с изрядной долей критицизма. Козельский считал важнейшей задачей философии общественную и частную пользу и потому низко оценивал отвлеченные системы. В определении предмета философии Козельский явился своеобразным предшественником позитивизма: «Философия содержит в себе все науки, но, как многие из тех наук, сами собой очень пространные, и для того и преподаются особо и вне философии, для которой составлены одни только генеральные познания о вещах и делах человеческих». Козельский был убежденным сторонником просвещенного абсолютизма. Государство, по его мнению, обязано обуздывать незаконные поползновения частных лиц и свято блюсти общественную пользу. Не выступая в целом против крепостного права, Козельский тем не менее полагал, что центральная власть должна проводить активную внутреннюю политику и защищать интересы как крестьянского населения, так и землевладельцев.

Панибратцев А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Козельский Яков Павлович (ок. 1728, м. Келеберди, Украина — ок. 1794, Петербург) — русский философ и политический деятель. Учился в Киевской духовной семинарии, затем в гимназии при Академии наук в Санкт-Петербурге. В 1757—66 на военной службе. В 1760-е гг. преподавал математику и механику в Артиллерийской и инженерной школе. В 1767 избирается депутатом в Комиссию для сочинения проекта нового уложения. В 1788—93 сотрудничал в возобновленной Комиссии по проекту нового уложения, занимая одновременно пост инспектора Гимназии чужестранных единоверцев в Петербурге. Литературное наследие Козельского, помимо специальных пособий по математике, фортификации и т. п., включает различные переводы, в т. ч. «Статьи о философии и частях ее из французской энциклопедии» (СПб., 1770). Основные работы Козельского — «Философические предложения» (СПб., 1768) и «Рассуждение двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании» (СПб., 1788). Последнее сочинение, вероятно, написано в соавторстве с известным врачом Н. М. Максимовичем-Амбодиком. По содержанию это философские словари компилятивного характера, чего автор и не скрывает. «Философические предложения» охватывают весь круг дисциплин, рассматривавшихся тогда как подчиненные философии: логику, метафизику, психологию, этику, юриспруденцию и политику. «Рассуждения» ограничиваются в основном естественнонаучной тематикой. Козельский симпатизировал философии французского Просвещения. В заключительной части своего труда он сочувственно излагает теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо, многое заимствует у Ш. Монтескье. Впоследствии Козельский относился к своей первой философской работе с изрядной долей критицизма. Козельский считал важнейшей задачей философии общественную и частную пользу и потому низко оценивал отвлеченные системы. В определении предмета философии он явился своеобразным предшественником позитивизма: «Философия содержит в себе все науки, но, как многие из тех наук, сами собою очень пространные, и для того и преподаются особо и вне философии, для которой составлены одни только генеральные познания о вещах и делах человеческих». Козельский был убежденным сторонником просвещенного абсолютизма. Государство, по его мнению, обязано обуздывать незаконные поползновения частных лиц и свято блюсти общественную пользу. Не выступая в целом против крепостного права, тем не менее полагал, что центральная власть должна проводить активную внутреннюю политику и защищать интересы как крестьянского населения, так и землевладельцев.

Сочинения: Избр. произведения русских мыслителей 2-й пол. 18 в., т. 1. М„ 1952.

Литература: Щипаное И. Я. Философия русского просвещения. Вторая половина 18 в. М, 197' 1; Артемьева Т. В. История метафизики в России 18 в. СПб., 1997.

А.В. Панибратцев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 266-267.


Козельский Яков Павлович (ок. 1728, м. Келеберди, Украина - ок. 1794, Петербург) - философ и политический деятель. Учился сначала в Киевской духовной семинарии, а затем в гимназии при Академии наук в Петербурге. В 1752 -1766 гг. - на армейской службе. В 60-е гг. преподавал математику и механику в Артиллерийской и инженерной школе. В 1767 г. избирается депутатом в Комиссию для сочинения проекта нового уложения от Днепровского пикинерского полка. В комиссии К. был достаточно активен, получили известность, в частности, его мнения о преимуществах дворянства (против представителей родовитой аристократии) и о положении крестьян. В 1788-1793 гг. сотрудничал в возобновленной комиссии по проекту нового уложения, занимая одновременно пост инспектора Гимназии чужестранных единоверцев в Петербурге. Литературное наследие Козельского помимо специальных пособий по математике, фортификации и т. п. включает различные переводы: «История славных государей и великих генералов с рассуждениями о их поступках и делах, собранная господином Шофиным из сочинений Роллена, Кревиера и др. «(Спб., 1765); «История датская» Голберга (Спб., 1765-1766); «Государь и министр» Ю. Мозера (Спб., 1766); «История о переменах, происходивших в Швеции» аббата Верто (Спб., 1764-1765); «Статьи о философии и частях ее из французской энциклопедии» (Спб., 1770). Осн. философскими работами К. являются «Философические предложения» (Спб., 1768) и «Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании» (Спб., 1788). Последнее соч., вероятно, написано в соавторстве с известным врачом И. М. Максимовичем- Амбодиком. По содержанию это философские словари, можно сказать, миниатюрные энциклопедии, разумеется, компилятивного характера, чего автор и не скрывает. «Философические предложения» охватывают весь круг дисциплин, рассматривавшихся тогда как подчиненные философии, - логику, метафизику, психологию, этику, юриспруденцию и политику. «Рассуждения...» ограничиваются в основном естественнонаучной тематикой. Козельский признается, что философией начал заниматься самостоятельно и многое почерпнул из чтения книг: «...хотя и не учился ни от кого философии, по примеру прежних моих сочинений выбрал из тех книг полезные для человеческого рода истины и к тем присовокупил и мои, изведанные надежными опытами», В формальном отношении «Философические предложения» воспроизводят известные компиляции поздних вольфианцев, но содержательная часть поражает своим разнообразием. К. питал слабость к философии фр. Просвещения. В заключительной части своего труда он сочувственно излагает теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо и, кроме того, многое заимствует у Ш. Монтескье. Впоследствии Козельский относился к своей первой философской работе с изрядной долей критицизма. Так, в «Рассуждениях двух индийцев...» мы читаем: «Припишите это моей молодости и слепоте ее, стремившейся к легкомысленному любочестию, вмените незнанию вообще натуры вещей, заглушённому множеством наук. Ежели б я в нынешние мои лета сочинял те предложения, то бы убавил там по крайней мере третью долю излишнего параду». Козельский, получивший инженерное образование, считал важнейшей задачей философии общественную и частную пользу и потому низко оценивал отвлеченные системы. Так, он неоднократно критиковал вольфианство: «...сожалительно на некоторых философов, что они в преподаянии наблюдают порядок весьма ученый и доказывают нам многие натуральные истины без нужды, мы их без доказательства понимаем лучше... сколько гут теряется напрасного времени на вразумение такого учения, которое больше затрудняет, нежели изъясняет науки». К. был убежденным сторонником просвещенного абсолютизма. Государство, по его мнению, обязано обуздывать незаконные поползновения частных лиц и свято блюсти общественную пользу. Не выступая в целом против крепостного права, Козельский тем не менее полагал, что центральная власть должна проводить активную внутреннюю политику и защищать интересы как крестьянского населения, так и землевладельцев.

А.В. Панибратцев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 284-285.

Сочинения: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. М., 1952. Т. 1; Философские предложения, сочиненные надворным советником. М., 2010.

Литература: Щипанов И. Я. Философия русского просвещения. Вторая половина XVIII века. М., 1971.


Козельский Яков Павлович (р. ок. 1728 - ум. после 1793) - русский просветитель, философ-материалист. Выходец из среды украинского служилого казачества. Получил образование при Петербургской АН. Преподавал в Артиллерийской и Инженерной школах, затем служил в Сенате. Перевел на русский язык несколько иностранных книг исторического содержания. Переводы сопровождал предисловиями и примечаниями, в которых отразились попытки Козельского выйти за рамки господствующей идеологии, устремленность в сторону передовых просветительских идей, ярко выраженная гуманность, религиозное свободомыслие. В 1768 году издал свой главный труд "Философические предложения", в котором выступает как противник схоластики, идеализма и теологии. Пытается решить проблему морали в связи с социальной проблемой. Козельский, испытавший влияние французской просветительской философии Руссо, Монтескьё, Гельвеция, высоко ценил силу человеческого разума, однако считал, что только усовершенствование разума, просвещение еще не являются залогом торжества "истинной справедливости". Отвергая деспотизм, Козельский все же склонялся к идее "просвещенного монарха" и в то же время оправдывал активное вмешательство народа в устройство собственной судьбы. Идеалом Козельского было общество, основанное на труде, в котором нет ни роскоши, ни нищеты, частная собственность существует, но ограничивается личным трудом и заслугами перед согражданами. Дворянско-буржуазная историография замалчивала Козельского. Только в советское время имя и творчество Козельского привлекли внимание исследователей.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Сочинения в кн.: Избр. произв. рус. мыслителей второй пол. XVIII в., т. 1, М., 1952.

Литература: Гуковский Г. A., Очерки по истории рус. лит-ры и обществ. мысли XVIII в., Л., 1938; Бак И., Я. П. Козельский, "ВИ", 1947, No 1; Папаригопуло С. В., О двух Я. П. Козельских, "ВИ", 1954, No 8; Коган Ю. Я., Просветитель XVIII в. Я. П. Козельский, М., 1958.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Избр. произв. русских мыслителей 2-й пол. XVIII в. Т. 1. М., 1952.

Литература:

Щипанов И. Я. Философия русского просвещения. 2-я пол. XVIII в. М., 1971:

Артемьева Т. В. История метафизики в России XVIII в. СПб., 1997.

Гуковский Г. A., Очерки по истории рус. лит-ры и обществ. мысли XVIII в., Л., 1938;

Бак И., Я. П. Козельский, "ВИ", 1947, No 1;

Папаригопуло С. В., О двух Я. П. Козельских, "ВИ", 1954, No 8;

Коган Ю. Я., Просветитель XVIII в. Я. П. Козельский, М., 1958.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС