Комиссарова Мария Ивановна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Комиссарова Мария Ивановна

1904-1994

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Комиссарова Мария Ивановна

Комиссарова Мария Ивановна [22.7(4.8).1904 (по анкете 1924 Союза поэтов (РО ИРЛИ) и др. данным - 1901 или 17(30)7.1900), с.Андреевское Костромской губ.— 28.7.1994, Петербург] — поэтесса.

Выросла в крестьянской семье из рода Осипа Комиссарова, помешавшего покушению на императора Александра II. Окончив трудовую школу в г.Любиме, Комиссарова стала сельской учительницей и вскоре была направлена для продолжения образования в Костромской университет, затем перевелась в Петроград. Училась в Педагогическом институте им. А.И.Герцена (1922-29), входила в литературное объединение «Мастерская слова».

В 1925 стала женой поэта Н.Брауна.

Начала печататься в 1923 («Думы девичьи рдеют в закатах...» // Красный студент. 1923. №6). Первая книга стихов «Первопуток» (1928) вызвала одобрительное письмо Б.Пастернака (архив Н.Брауна). Критики нашли в книге элементы ученичества, «схему хлебниковско-тихоновского стиха», «по-пастернаковски изысканные созвучья» (Оксенов И. // Звезда. 1928. №6; Поступальский И. // Новый мир. 1928. №9. С.255), влияние Н.Клюева. Но отмечали и свежесть чувств автора, плодотворное развитие им фольклорных традиций. Уже тогда обозначился главный образ Комиссаровой: «малая родина» Кострома как олицетворение великой России. В следующей книге — «Переправа» (1932) стиль Комиссаровой обрел социально-публицистическую направленность, но народно-поэтическое начало осталось определяющим. В годы Великой Отечественной войны (Комиссарова была эвакуирована в Пермскую обл. с маленьким сыном) на слова Комиссаровой были созданы песни, вошедшие в репертуар ряда ансамблей («Урал-богатырь», «Уральская партизанская» и др.). Пережив семейную трагедию (вся многочисленная семья Комиссаровых к тому времени была репрессирована), в своей лирике поэтесса на первый план выдвинула героические черты национального характера. Поэма «Лиза Чайкина», законченная к 1955, встала в один ряд с такими произведениями, как «Зоя» М.Алигер и «Сын» П.Антокольского.

Тем не менее в 1946 после постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и „Ленинград"» набор подготовленной книги стихов Комиссаровой был рассыпан (в вину Комиссаровой в постановлении вменялись «произведения, проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни»), а имя поэтессы долгие годы замалчивалось. Творческий успех в этот период сопутствовал ей в переводческой работе (с белорусского и украинского, прежде всего лирики Леси Украинки).

В 1982 Комиссарова удостоена премии им. М.Рыльского.

В послевоенные десятилетия голос Комиссарова обрел широкий диапазон: от мягкой задушевности до напряженного драматизма. Таковы ее книги «Моя тропинка продолжается» (1961), «Дорога к друзьям» (1968), «Ожидание встречи» (1973), «Еще не вечер» (1981) и книга избранного «Всем расстояньям вопреки» (1979). В них обрисовался сквозной сюжет лирики Комиссаровой: «потемки деревни» и чувство дочерней благодарности тебя породившим («Детство», 1934, написанные позднее «Бабка», «Матери»); женская лирика разлук и встреч («Снегурочка, где ты?»), затем материнское, монументальное годов войны («Зароют в землю голос мой...»), а после — и трагическое, вдовье (цикл, посвященный памяти Н.Брауна: «Ты здесь, со мною рядом»). Поэтический слог Комиссаровой лишен внешней эффектности. Но когда возникают такие образы, как «метели звездные запели», «реки спят в обнимку с берегами», «молния латынью расписалась / На вечном небе вечным словом — Рим», ощущается выучка «петроградско-ленинградской школы» 1920-х. Комиссарова создавала патриотические произведения, не противоречащие официальной идеологии. Но Комиссарова отличалась гражданской стойкостью.

В 1930-е выступила в защиту Б.Пастернака, в 1969 отказалась подписаться под официальным письмом, требовавшим исключения А.Солженицына из писательских рядов, в конце жизни оказывала материальную помощь политическим репрессированным, с 1991 была почетной соратницей Российского Имперского союза-ордена. Поддерживала возрождение казачества, подписывала обращения за возвращение всех храмов верующим. Отпевали Комиссарову в Князь-Владимирском соборе, похоронили на Комаровском кладбище рядом с Н.Брауном.

Г.В.Филиппов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 241-242.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихи. Л., 1967;

Всем расстояньям вопреки: Стихотворения разных лет. Л., 1979;

Избранное. Л., 1984.

Литература:

Пьяных М. Верхневолжье — источник вдохновения: Литературный портрет М.Комиссаровой // Твоя земля рассказывает. Кострома, 1960. С.92-93;

Азаров Вс. Дело жизни: Перечитывая стихи М.Комиссаровой // Нева. 1966. №7. С.182-184:

Александр Прокофьев: Вспоминают друзья. М., 1977.

Луговцов Н. Рассказы о моих современниках: Мария Комиссарова, Жур П. Мастер // Звезда. 1981. №5:

Филиппов Г. Срываю дни с календаря...// Звезда. 1984. №8. С.167-171.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС