Колосова Александра Михайловна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Колосова Александра Михайловна

1802-1880

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александра Михайловна Колосова

А. М. Колосова Художник В. В. Баранов. 1820-е годы

Колосова Александра Михайловна (1802-1880). Колосова дебютировала на петербургской сцене в декабре 1818 года в роли Антигоны в пьесе В. А. Озерова «Эдип в Афинах». «Дебют был блестящий,— писал летописец русского театра П. Н. Арапов...— Первые наши писатели приветствовали ее». «В скромной одежде Антигоны, при плесках полного театра,— вспоминал позднее Пушкин,— молодая, робкая Колосова явилась недавно на поприще Мельпомены. 17 лет, прекрасные глаза, прекрасные зубы (следовательно, частая приятная улыбка), нежный недостаток в выговоре обворожили судей трагических талантов». И в поэтическом отрывке:

О ты, надежда нашей сцены!
Уж всюду торжества готовятся твои
На пышных играх Мельпомены,
У тихих алтарей любви.
Когда явилась ты пред нами  
……. в первый раз...

Вслед за Антигоной она исполняет с большим успехом роли Моины и Эсфири в трагедиях Озерова «Фингал» и Расина «Эсфирь». Позднее в ее репертуаре романтические трагедии и мелодрамы («Мария Стюарт» Шиллера и другие).

Завязалось знакомство поэта с актрисой. Встречаются они у А. А. Шаховского и в петербургских театральных кругах. Вскоре между ними произошла небольшая размолвка. Пушкин охладевает к кружку Шаховского за выступление против актрисы Е. С. Семеновой и притязания молодой Колосовой на амплуа ведущей артистки. Все это дало материал для злой эпиграммы на Колосову, исполнительницу роли Эсфири:

Всё пленяет нас в Эсфири:
Упоительная речь,
Поступь важная в порфире,
Кудри черные до плеч,
Голос нежный, взор любови,
Набеленная рука,
Размалеванные брови
И огромная нога!

В 1821 году Пушкин сожалеет об эпиграмме, просит у актрисы прощения и посвящает ей трогательные строки в стихотворении «Кто мне пришлет ее портрет...»:

Кто мне пришлет ее портрет,
Черты волшебницы прекрасной?
Талантов обожатель страстный,
Я прежде был ее поэт.
С досады, может быть, неправой,
Когда одна в дыму кадил
Красавица блистала славой,
Я свистом гимны заглушил.
Погибни злобы миг единый,
Погибни лиры ложный звук:
Она виновна, милый друг,
Пред Селименой и Мойной.

В Михайловской ссылке Пушкин, создавая «Бориса Годунова», предназначал для Колосовой роль Марины.

Встречи с Колосовой возобновились по возвращении Пушкина из ссылки в Петербург (1827). В начале 1831 года Пушкин читал у Колосовой и ее мужа В. А. Каратыгина еще не напечатанную трагедию «Борис Годунов». Он очень хотел, чтобы прославленные артисты прочитали на театре сцену у фонтана Самозванца с Мариною. Однако Бенкендорф отказал им в этом. «Личность самозванца была тогда запрещенным плодом на сцене». По приглашению Н. Н. Пушкиной супруги Каратыгины присутствовали при отпевании поэта в Конюшенной церкви и «оплакивали его как родного».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 92-93.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС