Кольцов Михаил Ефимович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кольцов Михаил Ефимович

1898-1940

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Михаил Ефимович Кольцов

Кольцов Михаил Ефремович (1898/1940) — советский писатель. Был редактором журналов «Огонек», «Крокодил», «За рубежом». В качестве корреспондента сотрудничал с газетой «Правда». Известен своими проблемными фельетонами и очерками. В 1938 году написал книгу «Испанский дневник». Член-корреспондент АН СССР.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 132.


Кольцов Михаил Ефимович (настоящая фамилия - Фридлянд) (31.5.1898, Киев - 2.2.1940, Москва), журналист. Сын ремесленника, брат карикатуриста Б. Е. Ефимова. В 1916 начал сотрудничать в прессе. Активный участник событий 1917. В 1918 вступил в РКП(б). С 1920 жил в Москве. В 1920 работал в "Правде", в основном в стиле политического фельетона. Часто выступал с сатирическими материалами и был самым известным журналистом СССР. Основатель и редактор самого популярного в СССР журнала "Огонек", редактор журнала "За рубежом", член редколлегии "Правды", руководитель Журнально-газетного объединения. Создатель сатирических журналов "Крокодил", "Чудак". Был тесно связан с руководителями НКВД Г.Г. Ягодой и Н.И. Ежовым; участвовал в провокациях, организованных НКВД за рубежом. С 1937 депутат Верховного Совета СССР. Некоторое время пользовался покровительством И.В. Сталина. В качестве корреспондента "Правды" был направлен в Испанию во время Гражданской войны; одновременно выполнял задания по линии государственной безопасности. По результатам поездки опубликовал "Испанский дневник" (1938). По словам прославлявшей Кольцова партпропаганды, он "был неутомимым борцом за идеи Октября, гневно бичуя отрицательные явления действительности, высмеивая бюрократов и приспособленцев". Выполняя "задание партии", участвовал в кампании против троцкистов, обвиняя их в т.ч. в том, что они находились на службе у Ф. Франко (что абсолютно не соответствовало действительности). 8.3.1938 опубликовал в "Правде" апологетическую статью о Н.И. Ежове, где среди прочего характеризовал его как "чудесного несгибаемого большевика, который, дни и ночи не вставая из-за стола, стремительно распутывает и режет нити фашистского заговора". 04.08.1938 К.Е. Ворошилов направил Сталину очередную статью Кольцова с запиской: "Прошу посмотреть и сказать, можно ли и нужно ли печатать. Мне статья не нравится". Сталин резолюции не оставил, но после этого был получен приказ "разобраться с Кольцовым". Он был отозван из Испании и 14.12.1938 арестован. 1.2.1940 приговорен к смертной казни по обвинению в антисоветской и террористической деятельности. Расстрелян. В 1954 реабилитирован.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000


КОЛЬЦОВ (Фридлянд) Михаил Ефимович (1898-1940?). Советский писатель, журналист, публицист, фотограф; партийный деятель. Член-корреспондент Академии наук СССР (1938). Наиболее известный журналист Советского Союза в 1920-1930-е гг. Один из активнейших создателей культа личности Сталина.

Родился в Киеве (по другим данным — в Белостоке) в семье коммерсанта. Родной брат Бориса Ефимова.1) В 1915 г. поступил в Психоневрологический институт в Петрограде. Печататься начал с 1916 г. Активный участник Февральской и Октябрьской революций. С начала 1917 г. сотрудничал в петроградских журналах. В «Журнале для всех» опубликовал ряд статей с нападками на большевиков и Ленина. Примкнул к большевикам в 1918 г. (рекомендацию для вступления в партию Кольцову дал А. Луначарский). В начале 1918 г. возглавлял группу кинохроники Наркомпроса. С 1919 г. служил в Красной Армии, сотрудничал в одесских газетах и в киевской армейской газете «Красная Армия». С 1920 г. работал в отделе печати Наркоминдела. Специальный корреспондент ряда периодических изданий, в том числе газеты «Правда» (1922-1938). Основатель и редактор массовых иллюстрированных журналов «Огонек» (1923-1938), «Крокодил» (1934-1938), «За рубежом» (1932-1938), «Чудак», «Советское фото». Много ездил по Советскому Союзу и Европе. Руководитель иностранного отдела в Союзе писателей СССР. Делегат международных конгрессов в защиту культуры в Париже (1935) и в Севилье (1937 г., руководитель советской делегации). Участник гражданской войны в Испании (под псевдонимом «Мигуэль»). Автор сатирических рассказов, проблемных очерков, фельетонов, публицистических статей; книги «Испанский дневник» (1938). Депутат Верховного Совета РСФСР.

12 декабря 1938 г. Кольцов был арестован. Его обвинили в шпионаже. По официальной версии — расстрелян в феврале 1940 г., по другим данным — умер в лагере в 1942 г. Реабилитирован посмертно в 1956 г.

Кольцов был женат дважды. Первая жена — актриса Вера Юренева; вторая жена — Елена Полынова.

Арест Кольцова явился полной неожиданностью как для него самого, так и для писательской общественности СССР и Европы. Многим исследователям эта акция Сталина против одного из самых, как считали, преданных ему друзей до сих пор кажется непостижимой. Кольцов «искренне, глубоко фанатически верил в мудрость Сталина».

А. Авдеенко 2) вспоминает, как 12 декабря 1938 г. Кольцов выступал в клубе писателей с докладом о «Кратком курсе истории ВКП(б)». «В этом докладе Кольцов рассказывал, „как в будущем страна будет постепенно переходить от социализма к коммунизму. Сначала отменят плату за проезд в общественном транспорте. Потом хлеб станет бесплатным. Потом и продукты будут выдаваться по потребности, в обмен на добросовестный труд, а не за деньги"... На другой день, придя в редакцию, я узнал, что Кольцов арестован» (Знамя. 1989. № 4. С. 91-92).

«По-видимому, арест Кольцова, действовавшего в Испании в качестве сталинского эмиссара, — пишет известный советолог В. Роговин, — объяснялся тем, что он слишком много знал о преступлениях, чинимых там сталинской агентурой. Послушно выполняя все указания Сталина, Кольцов проявлял собственную инициативу и даже посетил однажды под видом латиноамериканского корреспондента штаб-квартиру ПОУМ...

Как можно судить по некоторым архивным документам, с самого начала пребывания Кольцова в Испании за ним велась неусыпная слежка, которую осуществляли секретные агенты Коминтерна» (Роговин В. Мировая революция и мировая война. М., 1998. С. 73-74; Ефимов Б. Михаил Кольцов, каким он был. М., 1989. С. 446).

Недавно стало известно, что непосредственной причиной ареста прославленного журналиста послужило письмо-донос Сталину генерального секретаря интербригад в Испании Андре Марти, который обвинял Кольцова в связях с поумовцами и, косвенно, через М. Остен, 3) в шпионаже (Сопелъняк Б. Вы не собираетесь застрелиться? // Огонек. 1995. №13. С. 42-43).

Тем не менее, вопросы остаются: доносы в те «благословенные» времена были делом обычным, и не всем им давали ход. В конечном счете, все решал Сталин.

Дальше события развивались как в театре абсурда. Кольцова награждают орденом Ленина; ему поручают ответственный пост в редакции газеты «Правда»; публикуют его «Испанский дневник». Книга понравилась Сталину, о чем он лично сказал автору, пригласив его в ложу Большого театра (за две недели до ареста). Но самое странное, что за несколько дней до этого Кольцов, с санкции Сталина, избирается членом-корреспондентом АН СССР. Неслыханная честь для работника печати.

Что заставило Сталина в последний момент резко изменить свое отношение к Кольцову и сдать его своим «бериевским подручным» — до сих пор не ясно. Надо учесть, что фактом ареста он «подставлял» и Академию наук, только что избравшую Кольцова своим членом, и газету «Правда», которая, как известно, «никогда не ошибается».

«Самое простое объяснение этой истории, — пишет известный искусствовед Е. Громов, — Сталин любил изуверски играть со своей жертвой, как кот с мышью. Так он вел себя по отношению к Бухарину. Однако аресту Кольцова не предшествовали никакие угрозы и преследования. Он даже в намеке не являлся противником Сталина. Не исключено, что была не столько игра, сколько какие-то колебания кремлевского правителя» (Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 290; Оклянский Ю. Легенды о маленьком солдате. М., 1978; Сопелъняк Б. Смерть в рассрочку. М., 1998).

В книге «Гибель всерьез» Л. Арагон 4) привел следующую фразу, сказанную ему Кольцовым перед отъездом из Парижа: «Запомните последние слова, которые вы слышали от меня. Запомните, что Сталин всегда прав» (Иностранная литература. 1988. № 4. С. 172).

Примечания

1) Б.Е. Ефимов (р. 1900 г.) — советский художник-график, карикатурист. Народный художник СССР (1967). Действительный член Академии художеств СССР (1975). С 1922 г. — активный сотрудник газет «Правда», «Известия», журнала «Крокодил». Автор многочисленных злободневных политических карикатур. Дважды лауреат Сталинской премии (1950, 1951); лауреат Государственной премии (1972). Репрессиям не подвергался.

2) А.О. Авдеенко (1908-1986) — советский писатель. Автор мемуаров «Наказание без преступления» (М., 1991).

3) М.Г. Остен (Гресхёрнер, Грессгенер) (1908-1942) — немецкая писательница-коммунистка. Участница гражданской войны в Испании. В упомянутом доносе А. Марти сообщал Сталину: «Так называемая "гражданская жена" Кольцова Мария Остен... является, у меня лично в этом нет никаких сомнений, засекреченным агентом германской разведки». Узнав, что Кольцова арестовали, Мария Остен приехала в СССР, чтобы помочь советскому правосудию отвести от писателя все обвинения. С этой целью она даже приняла советское гражданство. Арестована и расстреляна. Реабилитирована посмертно (Верните мне свободу. Мемориальный сборник документов из архива бывшего КГБ. Деятели литературы и искусства России и Германии — жертвы сталинского террора. М., 1997; Медовой Б. Михаил и Мария. М., 1991).

4) Луи Арагон (1897-1982) — французский писатель и общественный деятель. Член ЦК компартии Франции. Начинал как сюрреалист. Муж французской писательницы Эльзы Триоле, родной сестры Лили Брик.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.


Публицист, очеркист, фельетонист

Кольцов Михаил (настоящее имя Михаил Ефимович Фридлянд) [31.5(12.6).1898, Киев — 2.2.1940, Москва] — публицист, очеркист, фельетонист.

Родился в семье ремесленника. Учился в реальном училище г.Белостока, с 1915 — в Психоневрологическом институте (Петроград). Первые публикации — в журнале «Путь студенчества». Свидетель и участник Февральской и Октябрьской революций (1917), события которых отражены в очерках «Февральский март» (1920), «Октябрь» (1921-26), «Пыль и солнце» (1921) и др.

С 1918 член ВКП(б).

В 1920 привлечен М.И.Ульяновой к сотрудничеству в «Правде», первая публикация на ее страницах — очерк «Махно» (1920, 9 июля.).

В 1921 участвовал в подавлении кронштадтского мятежа, редактировал газету «Красный Кронштадт», где опубликовал очерк «Утро в Кронштадте» и ряд других материалов.

В течение ряда лет Кольцов публиковал очерки о В.И.Ленине — «Бремя победы» (1920), «Ленин болен» (1923), «Последний рейс» (Правда. 1924. 24 янв.), «Ленин и Ульянов» (1926) и др., о Ф.Э.Дзержинском — «Эталон» (1928), М.Горьком — «Что значит быть писателем» (1932), «Народный великан» (1936), «Буревестник (Жизнь и смерть Максима Горького)» (1938), Н.Островском — «Мужество» (1935) и др. выдающихся современниках. Отмеченные острой наблюдательностью, эти очерки сохраняют свое значение поныне как документы времени.

Первая книга Кольцова — «Петлюровщина» (1922). В дальнейшем при жизни автора вышло около 40 его книг.

С 1922 на страницах «Правды» регулярно печатаются фельетоны и очерки Кольцова, затрагивающие самые различные проблемы внутренней и международной жизни. «Положительный» фельетон «145 строк лирики» посвящен установлению твердого советского рубля, «Рождение первенца» (1924) — строительству Шатурской электростанции, «Белая бумага» (1926) — сооружению Балахнинского бумажного комбината. Процесс коллективизации в деревне отражен в очерках «Черная земля», «Крепость в степи», «Действующие лица». Очерк «Алексей Стаханов» (1935) примечателен своей полемичностью, стремлением автора уйти от помпезности и расхожих штампов,

Кольцов — активный участник становления воздушного флота страны, перелета Москва-Севастополь-Анкара (1926), перелета по ряду европейских столиц на самолете «Крылья Советов» (1929), Большого Восточного перелета по маршруту Москва-Анкара-Тифлис-Тегеран-Кабул-Ташкент-Москва (1930), инициатор создания агитэскадрильи самолетов при поддержке органов печати (самолеты «Правда», «Комсомольская правда», «Известия», «Огонек» и др.). Кольцов стал командиром этой эскадрильи. По его же инициативе в связи с 40-летием творческой деятельности М.Горького (1932) осуществлялось строительство самолета-гиганта «Максим Горький». Строительству самолета посвящен очерк «Как мы это делаем» (1934), его полету над Москвой 1 мая 1935 — очерк «На борту Максима». Одним из первых Кольцов поднял проблему организации отдыха граждан (фельетон «Дача — так дача!» в «Правде» (1929).

С апр. 1929 начала выходить газета «Зеленый город», посвященная строительству зоны отдыха под Москвой.

В июле 1930 Кольцов был избран председателем первого городского Совета Зеленограда.

Кольцов — сторонник непосредственного участия публициста в жизни. Так, созданию очерка «Три дня в такси» (1934) действительно предшествовали 3 дня работы за рулем московского таксомотора, очерку «Семь дней в классе» (1935) — пребывание в должности классного руководителя в одной из школ, очерку «В загсе» — временная служба делопроизводителем в этом учреждении.

Особую популярность у читателей заслужили фельетоны Кольцова. В общей сложности их было опубликовано около 1400. Кольцов был противником фельетонного мелкотемья и дешевого зубоскальства, считал, что фельетон и очерк имеют общий исток, возникнув в результате «расщепления» дореволюционного жанра газетного фельетона. Мишенью фельетониста должна быть «крупная дичь» — такое название получил первый том собрания сочинений Кольцова (1928). Своеобразная «повесть в фельетонах» — «Иван Вадимович — человек на уровне» (1933), рисующая обобщенный образ мещанина-приспособленца, содержит ряд острых по тому времени высказываний. «Беспартийный — тот должен, конечно, иметь талант»,— рассуждает Иван Вадимович о литре (получается, что «партийному» иметь талант необязательно). Фельетонам Кольцова присуща точность слова (в частности, высокая культура заголовка — обычно свежего и броского), неожиданность ассоциаций и вместе с тем простота и доступность («Не надо литературничать!» — призывал он собратьев по перу). Кольцов явился основателем сатирического журнала «Чудак» (1928-30), редактором (1934-38) журнала «Крокодил», ему же принадлежит (совместно с Е.Зозулей) инициатива возрождения (1923) существовавшего до революции иллюстрированного журнала «Огонек», создания одноименного акционерного общества (1926), позднее реорганизованного в журнально-газетное объединение (Жургаз). Совместно с М.Горьким Кольцов создал и редактировал журнал «За рубежом», принимал также активное участие в реализации др. горьковских начинаний: издании серий «ЖЗЛ», «Библиотека романов», «История молодого человека XIX века», выпуске книги «День мира» (1937).

Еще с начала 1920-х, со времени непродолжительной работы в отделе печати Наркомата иностранных дел (1921-22), Кольцов систематически обращался к международной тематике, с 1922 вел на страницах «Правды» раздел «По белой прессе», опубликовал ряд острых фельетонов, в т.ч. «Пуанкаре-война» (1922), серию фельетонов о деятелях русской эмиграции (Керенском, Милюкове и др.).

В 1927, под чужим именем побывав в Венгрии, в «царстве фашиста Хорти», опубликовал очерк «Что могло бы быть», в 1932 взял интервью у белого генерала Шатилова и напечатал его под названием «В норе у зверя». Во время процесса о поджоге рейхстага (1933), не получив германской визы, давал корреспонденции о суде над Г.Димитровым из Праги и Парижа.

Особое место в творчестве Кольцова занимает испанская тема. Начало ей положила книга «Испанская весна» (1933), созданная по материалам поездки в эту страну двумя годами ранее. Наиболее известной книгой Кольцова стал «Испанский дневник» (1938, полное изд.— 1957), созданный на основе публиковавшихся в «Правде» регулярных корреспонденций Кольцов из сражающейся с фашизмом страны. На страницах «Испанского дневника» (первая запись — 3 авг. 1936, последняя — 8 июля 1937) — жестокая правда войны, рассказ о героизме защитников республики, четкий анализ ошибок ее руководства, обращенное ко всему миру предупреждение о смертельной опасности фашизма, встречи с М.Залка, Л.Ренном, А.Зегерс, В.Бределем, Н.Григом и др. литераторами-антифашистами (под именем мексиканского журналиста Мигеля Мартинеса угадывается сам Кольцов). «Трудно представить себе первый год испанской войны без Кольцова» (И. Эренбург).

Последней журналистской командировкой Кольцова стала поездка в Чехословакию (осень 1938), ставшую ареной зловещих предвоенных событий. Оттуда шли корреспонденции: «Тревожные дни Праги», «Чехословакия накануне новых испытаний», «Захватчики кромсают Чехословакию».

Кольцов был участником Международного конгресса писателей в Париже (1935), возглавлял советскую делегацию на конгрессе, собравшемся в сражающейся Испании (Валенсия — Мадрид, 1937).

В 1938 избран депутатом Верховного Совета РСФСР, 10 дек. того же года — членом-корреспондентом АН СССР.

13 дек. 1938, непосредственно после прочитанного им доклада на собрании писателей в связи с выходом «Краткого курса истории ВКП(б)», Кольцов был арестован органами НКВД как «враг народа» и «изменник Родины». «Расстрельный» приговор вынесен 1 февр. 1940, приведен в исполнение на следующий день. Дата смерти (4 апр. 1942), приводимая в КЛЭ (1966. Т.3.), является фальшивой. Реабилитирован посмертно.

И.О.Фоняков

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 235-237.


Далее читайте:

Константин Симонов. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В.Сталине. 27 февраля 1979 года (фрагмент о восприятии современниками ареста Кольцова).

Добровольцы в Испании. Советские в республиканской армии (биографический указатель).

Гражданская война в Испании  (хронологическая таблица).

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС. Т. 1-3. М.; Л., 1928-29;

СС. Т. 2, 3. М., 1933-34;

СС. Т.1-2, 4-6. М., 1935-36;

Избранные произведения. Т.1-3. М., 1957;

Фельетоны и очерки. М., 1961;

Писатель в газете. Выступления, статьи, заметки. М., 1961.

Литература:

Ермилов В. Заметки о фельетонах Михаила Кольцова // На литературном посту. 1928. №17-18;

Журбина Е. Михаил Кольцов // Печать и революция. 1928. №2;

Михаил Кольцов (Мастера современной литературы). Л., 1928;

Кружков И. Михаил Кольцов // Советская печать. 1956. №9;

Лацис А. Школа мастерства // Советская печать. 1957. №3;

Львов С. Что значит быть журналистом // Москва. 1957. №1;

Симонов К. Михаил Кольцов, борец против фашизма // Иностранная литература. 1957. №1;

Эйснер А. Писатели в интербригадах // Иностранная литература. 1957. №6;

Равич Н. Михаил Кольцов (Памятные встречи) // Звезда. 1958. №7;

Скороходов Г. Михаил Кольцов. Критико-биографический очерк. М., 1959;

Эвентов И. Михаил Кольцов. Л., 1959;

Кольцов М.Е. / сост. Б.Е.Ефимов // Советские писатели. Автобиографии;

[Гуральник У.А.] Михаил Кольцов // История русской советской литературы. М., 1960;

Жуйкова А. Михаил Кольцов — фельетонист. Саратов, 1962;

Беляев Н. Встреча в тюрьме // От подполья до звезд. Рассказы о коммунистах. М., 1963;

Михаил Кольцов, каким он был. М., 1965;

Рубашкин А. Михаил Кольцов. Критико-биографический очерк. Л., 1971;

Русские писатели XX века. М., 2000.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС