> XPOHOC > БИОГРАФИИ > КАБ > КАМ > КАР > КАСКВКИ > КОБ > КОН > КОР > КР > КУ >
ссылка на XPOHOC

Климент (Зедергольм)

1830-1878

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Климент (в миру Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия — Константин Карлович), иеромонах (23.07[4.08].1830 — апр. 1878), духовный писатель, публицист, переводчик. Сын протестантского пастора, доктора философии К. Зедергольма. Был одним из лучших студентов историко-филологического факультета Московского университета (1847—51), находился в дружеских отношениях с П. М. Леонтьевым, И. В. Киреевским (у которого был некоторое время домашним учителем), П. В. и А. В. Жуковскими, М. П. и С. И. Погодиными, Б. Н. Алмазовым, К. Н. Бестужевым-Рюминым и др. В последние годы жизни Климент был духовником и близким другом К. Н. Леонтьева. Их связывала общность духовной жизни и религиозных воззрений. Климент был близок К. Леонтьеву и по своим политическим взглядам.

Немец по национальности, живя в России, Климент искренне хотел стать по духу русским: «…симпатия к русским национальным формам славянофильского даже рода, с одной стороны, а с другой — не удовлетворенные протестантством сердечные религиозные потребности — вот пути, которыми меня привел Господь сперва в Церковь, а потом и сюда, в скит». Климент принял Православие в 1853. По окончании Московского университета Климент поступил на службу в Синод, вскоре стал чиновником по особым поручениям при обер-прокуроре гр. А. П. Толстом и прослужил до 1862.

Беседы с подвижниками св. Афонской горы, которую Климент посетил в 1860, находясь в Греции и Турции по поручению Синода, окончательно утвердили его в необходимости стать монахом. Некоторые из заметок его об этой поездке были опубликованы («Из воспоминаний о поездке на Восток в 1860 г.», М., 1867), но большая часть осталась в рукописи (значительное место занимают описания Афона); по словам К. Леонтьева, «этот молодой петербургский бюрократ ничего почти не видит и не слышит на Востоке, кроме Православия, монашества, афонских старцев, кроме церковной истории и церковных древностей». В результате этой поездки появились брошюры: «Описание богословских училищ Востока» (М., 1868) и «О жизни и трудах Никодима Святогорца» (М., 1865). Климент записывал и разговоры с дипломатами и представителями Константинопольского патриархата и собственные мысли.

Позиция его по современным церковным вопросам была строго православной и совпадала с позицией митр. Филарета (Дроздова) и гр. Толстого: «не безденежье, а безверие губит Россию»; «от натиска лжеучений люди перестают понимать высокое значение Православия»; «всякое послабление вредно, если дело касается пользы Церкви» и т. д. Те же мысли возникли у него и позднее, в результате путешествий по Европе, и нашли свое отражение в статьях, опубликованных в «Душеполезном чтении»: «О Лютеровом переводе Библии» (1871, № 8), «Иеродиакон Палладий» (1875. № 3), «Поездка за границу» (1877. № 7). К ним примыкает критическая «Заметка о сочинении г. Алоизия Пихлера “История разделения церквей”» («Чтение в ОЛДП». 1873. № 8; отд. изд.: М., 1873). Климент говорит о растлевающем влиянии Запада на русское образованное общество, отмечая вместе с тем, что «многие русские, и не выезжая за границу, живут очень далеко от своей Церкви и от своего народа» («Поездка за границу»).

Через 2 года после командировки в Турцию и Грецию Климент вышел в отставку (1862) и поступил в послушники Оптиной Пустыни. Толстой построил ему за свой счет бревенчатый домик (сохранился как «дом Зедергольма»). Поселившись в скиту, Климент стал помогать тяжело больному старцу Амвросию в обширной переписке его с духовной паствой и принял самое деятельное и влиятельное участие как переводчик и редактор в изданиях Оптиной Пустыни — вместе с С. П. Шевыревым, И. В. и П. В. Киреевскими, о. Ювеналием (Половцевым), о. Леонидом (Кавелиным), прот. Ф. А. Голубинским, Филипповым. Им составлены жизнеописания оптинских старцев: о. Леонида (в схиме Льва; 1768—1841), первого учредителя старчества в обители (Одесса, 1890), о. Антония (Путилова), восстановившего из запустения Оптину Пустынь, старца Макария. Незадолго до своей кончины Климент стал собирать материалы и для биографии архим. Моисея, но не успел закончить этот труд. По всей видимости, большинство работ осталось в рукописи; К. Леонтьев отмечал, что в жизнеописаниях этих изобразительно и живо переданы личные особенности каждого старца, показано, что святость возможна при всех характерах и при всех натурах. Кроме того, описана история возобновления старчества в Оптиной Пустыни и содержится ряд ценных мыслей о старчестве вообще как о духовном руководстве для монахов и мирян.

Ист.: Фролова-Багреева Т. Климент (Зедергольм) // Русские писатели 1800—1917. Т. 2. М., 1992.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Здесь читайте:

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС