Кедрин Дмитрий Борисович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кедрин Дмитрий Борисович

1907-1945

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Дмитрий Борисович Кедрин

Кедрин

Портрет из кн.: Дмитрий Кедрин. Избранное. М., 1957.

Кедрин Дмитрий Борисович (1907/1945) — советский поэт. Тематика его творчества достаточно разнообразна: тема Родины, историческое прошлое Руси, воспевание талантливости русского народа, поэзия русской природы. Кедрин написаны «Избранное» (1947), поэма «Конь» (1940), стихотворная драма «Рембрандт» (1940) и др.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 124.


Кедрин Дмитрий Борисович (4.02.1907-18.09.1945), русский поэт, переводчик. Рано осиротев, Кедрин воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая ввела его в мир народного творчества,познакомила с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко. Уже в 1923, бросив учебу в техникуме, начинает работать в газете, пишет стихи, увлекается поэзией и театром. К к. 1920-х порывает с определенными тенденциями “железной поэзии” Пролеткульта, в его стихах ощущается тенденция к эпичности и историзму (“Смертник”, “Казнь”, “Прошение”).

В 1929 следует арест. С 1931 после освобождения Кедрин поселяется в Подмосковье, служит литконсультантом в издательстве “Молодая гвардия”. Расширяется проблематика его творчества, его интересует “история живая и музейная”, т. е. связь истории с современностью. В 1938 Кедрин создает шедевр русской поэзии XX в. — поэму “Зодчие”, поэтическое воплощение предания о строителях храма Василия Блаженного. Московской юродивой воительнице посвящены стихи “Алена-Старица”, полулегендарному самородку-строителю Федору Коню — поэма “Конь” (1940). Историко-патриотическая тема преобладает в поэзии Кедрина и в годы войны, когда он освобожденный по зрению от воинской службы, добивается назначения его во фронтовую газету “Сокол Родины”: “Дума о России” (1942), “Князь Василько Ростовский” (1942), “Ермак” (1944) и др.

В войну Кедрин заявляет о себе и как крупный поэт-лирик: “Красота”, “Аленушка”, “Россия! Мы любим неяркий свет”, “Мне все мерещится поле с гречихой...”. Он начинает создавать поэму о женщинах трагической судьбы — Евдокии Лопухиной, княжне Таракановой, Прасковье Жемчуговой. Все отчетливее в его стихах звучат православные мотивы:

Когда сраженья стихнут понемногу,
Сквозь мерное дыханье тишины
Услышим мы, как жалуются Богу
Погибшие в последний день войны.

По возвращении с фронта Кедрин замечает за собой слежку. Предчувствие беды не обмануло поэта: спустя три месяца по окончании войны его найдут убитым около полотна железной дороги.

Единственный прижизненный сборник стихов Кедрина “Свидетели” (1940) был жестоко урезан цензурой.

В 1960 —70-е широчайший, всенародный интерес к творческому наследию Кедрина определил его истинное место в русской патриотической поэзии.

Русское небо


Кедрин 

Кедрин Дмитрий Борисович (14[17].02.1907—18.09.1945), поэт. Родился в Донбассе, Богодуховский рудник, ныне пос. Щегловка. Начал печататься в 1924 в Днепропетровске. В 1931 переехал в Москву. В 1940 вышел единственный прижизненный сборник стихов «Свидетели». В начале Великой Отечественной войны Кедров добровольцем ушел на фронт, был спецкором авиационной газеты «Сокол Родины» (1942—44). В лирике Кедрова преобладают интонации доверительно-сердечной беседы. Кедров — один из задушевных певцов русской природы («Подмосковная осень», 1937; «Зимнее», 1939; «Осенняя песня», 1940; «Аленушка», 1942—44). В стихах военных лет Кедров создал образ Родины с ее народно-историческими традициями и реликвиями, скорбью первых месяцев войны и могучей волей к сопротивлению врагу («1941», «Плач», «Глухота», «Весь край этот, милый навеки…», «Колокол», «Победа»). В историко-эпических произведениях Кедрова выразителями духовных сил нации, созидателями прекрасного выступают безвестные люди из низов, умельцы и бунтари, чьи судьбы складывались трагически: «Зодчие» (1938) — наиболее популярная баллада Кедрова, написанная по мотивам предания об ослеплении Иваном Грозным строителей храма Покрова; поэма «Конь» (1940) посвящена легендарному самородку — «горододельцу» к. XVI в. Федору Коню; «Песня про Алену Старицу» (1939) — легендарной участнице разинского восстания. Кедров мастерски воссоздает национально-исторический колорит, обладая точным живописным видением русской старины. Обращается он и к истории др. народов («Приданое», 1935; «Пирамида», 1940; «Варвар», 1933—40). Одно из самых значительных произведений Кедрова — стихотворная драма «Рембрандт» (1938, опубл. 1940) о трагическом единоборстве гениального художника с миром корысти и наживы, о его борьбе за свою духовную свободу.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Кедрин Дмитрий Борисович (1907 - 1945), поэт. Родился 4 февраля (17 н.с.) в Донбассе в семье горняка. Учился в Днепропетровске, где и начал печатать свои стихи. В 1931 переехал в Москву. Здесь публикует такие стихотворения, как замеченная Горьким "Кукла" (1932), "Подмосковная осень" (1937), "Зимнее" (1939), баллада "Зодчие" (1938), поэма "Конь" (1940).

Одно из самых значительных произведений Кедрина - стихотворная драма "Рембрандт" (1940).

В 1940 вышел сборник стихотворений Кедрина "Свидетели".

Некоторые стихи Кедрина, например, такое, как Поединок, написанное в 1933 году, внезапно всплыло в 70-е годы в необычной оправе - они зазвучали под аккомпонемент современной рок-музыки:

ПОЕДИНОК

К нам в гости приходит мальчик
Со сросшимися бровями,
Пунцовый густой румянец
На смуглых его щеках.
Когда вы садитесь рядом,
Я чувствую, что меж вами
Я скучный, немножко лишний,
Педант в роговых очках.

Глаза твои лгать не могут,
Как много огня теперь в них!
А как они были тусклы
Откуда же он воскрес?
Ах, этот румяный мальчик!
Итак, это мой соперник,
Итак, это мой Мартынов,
Итак, это мой Дантес!

Ну, что ж! Нас рассудит пара
Стволов роковых Лепажа
На дальней глухой полянке,
Под Мамонтовкой, в лесу.
Два вежливых секунданта,
Под горкой - два экипажа
Да седенький доктор в черном,
С очками на злом носу.

Послушай-ка, дорогая!
Над нами шумит эпоха,
И разве не наше сердце -
Арена ее борьбы?
Виновен ли этот мальчик
В проклятых палочках Коха,
Что ставило нездоровье
В колеса моей судьбы?

Наверно, он физкультурник,
Из тех, чья лихая стайка
Забила на стадионе
Испании два гола.
Как мягко и как свободно
Его голубая майка
Тугие гибкие плечи
Стянула и облегла!

А знаешь, мы не подымем
Стволов роковых Лепажа
На дальней глухой полянке,
Под Мамонтовкой, в лесу.
Я лучше приду к вам в гости
И, если позволишь, даже
Игрушку из Мосторгина
Дешевую принесу.

Твой сын, твой малыш безбровый,
Покоится в колыбели.
Он важно пускает слюни,
Вполне довольный собой.
Тебя ли мне ненавидеть
И ревновать к тебе ли?
Когда я так опечален
Твоей морщинкой любой?

Ему покажу я рожки,
Спрошу: "Как дела, Егорыч?"
И, мирно напившись чаю,
Пешком побреду домой.
И лишь закурю дорогой,
Почуяв на сердце горечь,
Что наша любовь не вышла,
Что этот малыш - не мой.

1933

В начале Великой Отечественной войны добровольцем уходит на фронт, становится корреспондентом авиационной газеты "Сокол Родины" (1942 - 44). Стихи военного времени проникнуты болью и скорбью первых месяцев войны, которые сменяются могучей волей к победе ("1941", "Плач", "Глухота", "Колокол", "Победа").

Кедрину принадлежит много поэтических переводов с украинского, белорусского, литовского, грузинского и других языков.

18 сентября 1945 в возрасте 38 лет Кедрин скончался. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


ГЛУХАРЬ

Выдь на зорьке
И ступай на север
По болотам,
Камушкам
И мхам.
Распустив хвоста колючий веер,
На сосне красуется глухарь.

Тонкий дух весенней благодати,
Свет звезды -
Как первая слеза...
И глухарь,
Кудесник бородатый,
Закрывает желтые глаза.

Из дремотных облаков исторгла
Яркий блеск холодная заря,
И звенит,
Чумная от восторга,
Зоревая песня глухаря.
Счастлив тем,
Что чувствует и дышит,
Красотой восхода упоен, -
Ничего
Не видит и не слышит,
Ничего
Не замечает он!

Он поет листву купав болотных,
Паутинку,
Белку
И зарю,
И в упор подкравшийся охотник
Из берданки бьет по глухарю.

Может, так же
В счастья день желанный,
В час, когда я буду петь, горя,
И в меня
Ударит смерть нежданно,
Как его дробинка -
В глухаря.

КРАСОТА

Эти гордые лбы винчианских мадонн
Я встречал не однажды у русских крестьянок,
У рязанских молодок, согбенных трудом,
На току молотящих снопы спозаранок.
 
У вихрастых мальчишек, что ловят грачей
И несут в рукаве полушубка отцова,
Я видал эти синие звезды очей,
Что глядят с вдохновенных картин Васнецова.
 
С большака перешли на отрезок холста
Бурлаков этих репинских ноги босые...
Я теперь понимаю, что вся красота -
Только луч того солнца, чье имя - Россия!

1942

Памятник Кедрину

Памятник Д. Кедрину.


Кедрин

Кедрин Дмитрий Борисович [4(17).2.1907, Богодуховский рудник, ныне пос. Щегловка, Донбасс — 18.9.1945, близ с. Тарасовка Московской обл.] — поэт, журналист, переводчик.

Общеизвестные сведения о месте рождения Кедрина историками литературы обычно берутся из автобиографии писателя, написанной им в 1943 перед отъездом на фронт. Однако существует версия, что Кедрин — незаконнорожденный (см. Тартаковский П.И.— С.5-8). Дед Кедрина — разорившийся помещик — слыл человеком крутого нрава. Бабушка, опасаясь скандала, отправила беременную младшую дочь Ольгу в далекую молдавскую деревушку, где Кедрин родился и провел в бедной крестьянской семье первые 7 лет своей жизни. Через несколько месяцев после появления мальчика на свет удалось уговорить мужа старшей сестры окрестить и усыновить ребенка под именем дворянина Дмитрия Борисовича Кедрина (однако в семью его не взяли).

К 1914 дед и отчим скончались. С этого времени Кедрин жил со своей фактической матерью, бабушкой и теткой в Екатеринославе (Днепропетровск).

В 1920 мать умерла. В дальнейшем, чтобы не было путаницы в документах (что в то время могло закончиться трагически), Кедрин будет называть родителями дядю и тетку. В то же время известно, что именно от родной матери Кедрин унаследовал не только романтический внешний облик, но и страсть к поэзии. Большое влияние оказала на Кедрин и воспитавшая его бабушка, тоже писавшая стихи, влюбленная в поэзию Пушкина, Лермонтова и Некрасова, читавшая внуку в подлинниках Шевченко и Мицкевича. Осведомленность не только в русской, но в украинской и польской культурах будет ощущаться у Кедрина и позднее. Бабушка ввела Кедрина и в мир народного творчества, который также будет присутствовать в его поэзии.

Потрясенный поэзией Пушкина, Кедрин начинает писать стихи с 9 лет, хотя учиться приходится в коммерческом училище, а затем в техникуме путей сообщения. Но главным у Кедрина остается интерес к литературе.

В конце 1923 Кедрин становится одним из ведущих поэтов в литературном объединении «Молодая кузница». Вскоре он бросает учебу и начинает работать в комсомольской газете «Грядущая смена» (впрочем, в комсомол его как дворянского сына не принимают). Ранние стихи Кедрина подражательны, в них сочетается влияние Маяковского и Есенина, «железной поэзии» Пролеткульта и клюевской церковной лексики. Все это объединяет революционный энтузиазм и пафос социалистической перестройки мира («Стихи о весне», «Рельсы», «Погоня» и др.).

В середине 1920-х в лирике Кедрина появляется все больше тонких психологических деталей. Записные книжки отражают активный процесс творческой учебы — углубленное внимание к наследию Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Тютчева. Рядом с именами Некрасова и Блока появляются Омар Хайям, Бальзак, Ромен Роллан, Киплинг... Кедрин увлекается музыкой, живописью, театром.

К концу 1920-х в стихах Кедрин начинают ощущаться тенденции к эпичности и историзму («Смертник», «Казнь», «Прошение» и др.).

В конце 1920-х Кедрин был арестован и полтора года провел в тюрьме (Кедрина С. — С.16). Обстоятельства и подробности пока не известны. Вероятнее всего, они были связаны с рапповскими тенденциями преследования художественной интеллигенции непролетарского происхождения, часто сопряженными с элементарной завистью к таланту.

С 1931 Кедрин живет и работает в Москве и Подмосковье. Он становится одним из ведущих сотрудников в газете Мытищинского вагонного завода, печатает здесь стихи о проблемах жизни и быта, трактуемых в острейшем нравственном плане,— алкоголизм, ревность и др. («Кукла», 1932 — очень высоко оцененная М.Горьким; «Китайская любовь», «Право на отдых», «Поединок», «Беседа» и др.). В стихах Кедрин не было навязчивой дидактики, холодной рассудочности, в них проявлялась взволнованная доверительная открытость, захлестывающий лиризм. Перейдя на работу литературного консультанта в издательство «Молодая гвардия», Кедрин не утрачивает связи ни с заводским коллективом, ни с земляками-днепропетровцами.

В 1930-е растет поэтическое мастерство Кедрин, расширяется проблематика и жанровые разновидности его произведений, намного опередивших свое время. Не случайно при жизни Кедрина ему удается опубликовать лишь одну тоненькую, урезанную цензурой книжечку — «Свидетели» (1940). Творчество Кедрина, не воспринятое критикой 1930-40-х, еще недостаточно прояснено и в совр. исследованиях. Не изучен объемный социальный и психологический подтекст поэзии Кедрина, тесно связанный со все более усложняющейся политической ситуацией эпохи. Именно в ней, а отнюдь не в традициях Блока, и тем более «Черного человека» Есенина, следует искать объяснение «вечного» образа двойника у Кедрина. Атмосфера конца 1930-х определила настроение обычно называемых «грустными» стихотворениями 1938-39 (философские размышления о жизни и смерти — «Зимнее», «Бессмертие», «Глухарь» и др.), а также трагедийный пафос обращения Кедрина к истории, в первую очередь в его шедевре «Зодчие» (1938) — поэтическое воплощение предания об ослеплении Иваном Грозном строителей храма Покрова.

Интерес Кедрина к истории возник еще в Днепропетровске.

В 1930 в блокноте появляются записи, где упомянут ряд исторических деятелей XVIII-XIX вв. Как подчеркивал сам Кедрин, его интересует «история живая и музейная», т.е. связь истории с современностью. Кроме того, Кедрин все больше занимает тема красоты в человеческой жизни, искусства, которое несет эту красоту людям и по самой своей сути противостоит злу, в каком бы обличье это зло ни встречалось. И эта главная для Кедрина тема извечного противостояния творца и тирании («гения и злодейства») решается им на историческом материале различной степени достоверности. Так, поэма «Конь» (1940) посвящена полулегендарному самородку-строителю Фёдору Коню, поэма «Пирамида» (1940) — вообще безвестным рабам, созидающим нетленные памятники, драма «Рембрандт» (1938) — о трагическом единоборстве гения с миром корысти и наживы — основана на материале достаточно известном.

Третья «линия» в творчестве поэта — стихи о войне (он хотел объединить их в книгу «День гнева») — открыла нового Кедрин — беззаветного певца России. Освобожденный от призыва на военную службу по состоянию здоровью (зрение), Кедрин все же добился назначения его во фронтовую газ. («Сокол Родины», 6-я воздушная армия). И хотя в газете Кедрину приходилось достаточно много заниматься самой будничной работой — вести литературный отдел, писать рифмованные призывы, очерки, статьи, тексты к карикатурам, фельетоны (сатирические произведения Кедрин печатал под псевдонимом Васи Гашеткина), именно в годы войны он написал лучшие патриотические стихи: «Красота», «Аленушка», «Россия, мы любим неяркий свет», «Все мне мерещится поле с гречихою» и многие другие. Расширяется не только проблемно-тематический диапазон поэзии Кедрина, но все более совершенствуется художественное мастерство: соединение лиризма, эпичности и своеобразного использования приемов драматизации (монологичность, диалоги, языковая характеристика лирического героя и персонажей). Кедрин мастерски использует не только приемы ролевой лирики, но сказовое и песенное фольклорное начало. Не поверхностная стилизация, но органическое усвоение традиций устного народно-поэтического творчества, русской и мировой классики все определеннее характеризуют поэзию Кедрина.

В произведениях Кедрина соединилась уверенность, что он «заведен» как часы «на сто лет», и вместе с тем трагическое предчувствие близкой гибели («Пластинка» и др.). Кедрин очень часто «ходил по краю».

В 1933 написал рискованные строки: «Все звери спят / Все птицы спят / Одни дьяки людей казнят». В самом конце войны он прославил еврейского врача («Инфанта») и «офицера Шамиля» Кайсына Кулиева, который вскоре будет репрессирован вместе со всем его народом. Не случайно уже в июле 1945 в стих. «Я» вновь появляется мотив обреченности: «Много видевший, много знавший, / Знавший ненависть и любовь, / Все имевший, все потерявший, / И опять все нашедший вновь, / Вкус узнавший всего земного, / И до жизни жадный опять, / Обладающий всем и снова / Все стремящийся потерять...» Предчувствие не обмануло Кедрина. Не пройдет и 3 месяцев, как он будет убит. Его найдут около полотна железной дороги, по которой никогда не имевший своей жилплощади Кедрин ездил из Москвы в снимаемую комнату в пригород. Незадолго до смерти он говорил жене, что за ним следят, что его уже пытались столкнуть под поезд.

В последний период жизни Кедрин продолжал работать над исторической тематикой («Андрей Рублев» — известно, что на одноименный фильм А.Тарковского оказала влияние поэзия Кедрина, «Курбский» — драма, «Ломоносов», «Кутузов», «Семилетняя война»). Кедрин хотел написать о женщинах трагической судьбы: Евдокии Лопухиной, княжне Таракановой, папессе Иоанне, Параше Жемчуговой (заготовки поэмы о ней пропали в годы войны вместе с рукописями «Перчатки Мефистофеля», «Елки» и др.). В планах Кедрина была «Сатирическая вольная поэма», поэма «Электричка идет в Свердловск», стихотворения «Песня Сольвейг», «Розы Маяковского», книга о психологии творчества (на материале не только своей творческой лаборатории, но и огромнейшей работы литературного консультанта — Кедрин обладал еще и незаурядным даром педагога). Кроме того, Кедрин задумал множество произведений о войне: «Рассказ матери на современном военном материале», «Могила Неизвестного солдата», «Майданек», «Лирическая поэма: дни от 16 октября до 17 декабря 1941 г.» и др. Узнав об этом, Лидия Сейфуллина сказала: «Да это же план для всей советской литературы на ближайшие двадцать лет» (Цит. по: Кедрина С.— С.35).

К.Ф.Бикбулатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 175-177.


Далее читайте:

Дмитрий КЕДРИН. Дума о России. Красота. Завет. Весь край этот, милый навеки... (К 100-летию со дня рождения).

Вячеслав ЛЮТЫЙ. Запретная песня. К 100-летию со дня рождения Дмитрия Кедрина. ("МОЛОКО").

Юрий ПЕТРУНИН. Слово о кедринцах. ("ПОЛДЕНЬ").

Александр ТАРАСОВ. Народный художник России.

Кайсын КУЛИЕВ. Памяти друга. ("День Поэзии", 1967 г.)

Александр РАТНЕР.  «Ах, медлительные люди, вы немного опоздали…» Альманах «45-я параллель». Днепропетровск. Январь 2009.

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранное. М., 1947;

Избранное. М., 1953;

Избранное. М., 1957;

Избранное. Стихотворения и поэмы. М., 1991.

Стихотворения, поэмы, драма. Пермь. 1984;

Дума о России. М., 1989;

И минуло время. М.; 1989;

Письма, записные книжки // Вопросы литературы. 1979. №3;

В архиве Д.Кедрина // Москва. 1982. №2;

Письмо М.Волошину // Вопросы литературы. 1986. №9.

Литература:

Широков С.Е. Дмитрий Кедрин: краткий биографический очерк. Днепропетровск, 1961;

Тартаковский П.И. Дмитрий Кедрин: Жизнь и творчество. М., 1963;

Красухин Г.Г. Дмитрий Кедрин. М., 1976;

Рубцов Н. Последняя ночь. Стихотворение // Подорожник. М., 1986;

Евтушенко Е. Воссоздатель пямяти: Точка опоры. М., 1981. С.62-70;

Кулиев К. Памяти друга // Поэт всегда с людьми. М., 1986. С.145-153,

Журавлев В. Своеобразие фольклоризма поэзии Д.Кедрина // Фольклорные традиции в русской и советской литературе. М., 1987;

Кедрина С.Д. [Вступ. статья] // Кедрин Д. Соловьиный манок. М., 1990;

Кедрина С. Жить вопреки всему: Тайна рождения и смерти Дмитрия Кедрина. М., 1996.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС