Каутский Карл
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Каутский Карл

1854-1938

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Карл Каутский

Каутский (Kautsky), Карл (16.Х.1854 - 17.X.1938) - один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала, идеолог центризма, вначале марксист, затем ренегат марксизма и революционного рабочего движения. Родился в Праге в семье театральных работников. В юности участвовал в буржуазно-националистическом чешском движении. Будучи студентом Венского университета, примкнул в 1874 году к социалистическому движению, находился под влиянием лассальянских и анархистских идей и позитивизма, а также неомальтузианства. Начал переходить к марксизму с конца 70-х годов, а особенно после знакомства с Марксом и Энгельсом в 1881 году. Маркс и Энгельс отметили такие отрицательные черты Каутского, как педантизм, склонность к схоластике, которые впоследствии сыграли значительную роль в его разрыве с марксистской диалектикой и переходе в лагерь реформизма. С 1883 по 1917 годы - редактор теоретического журнала германской социал-демократии "Neue Zeit". В 1885-1888  годы жил в Лондоне, общаясь с Энгельсом; написал там ряд работ и статей, пропагандировавших марксистские идеи: "Экономическое учение Карла Маркса" (1887, рус. пер. 1956), "Томас Мор и его утопия" (1888, рус. пер. 1924) и др. После переезда в Германию написал проект Эрфуртской программы и комментарии к ней (1892, рус. пер. 1959). Теоретическая и публицистическая деятельность Каутского в конце 19 - начале 20 веков способствовала распространению и популяризации учения Маркса. Его работа "Аграрный вопрос" (1899, рус. пер. 1900) получила положительную оценку Ленина. Каутский - автор ряда исторических работ, написанных с позиций марксизма (на уровне данных исторической науки того времени) - "Предшественники новейшего социализма" (Bd 1-2, 1895,. рус. пер. т. 1-2, 1924-25), "Происхождение христианства" (1908, рус. пер. 1930) и др. Ленин писал, что Каутский "... умел быть марксистским историком,... такие работы его останутся прочным достоянием пролетариата, несмотря на позднейшее ренегатство" (Соч., т. 28, с. 246). Однако и в эти годы Каутский неоднократно совершал оппортунистические ошибки, особенно при редактировании "Neue Zeit", за что Энгельс сурово критиковал его. После выступления Бернштейна с ревизией марксизма Каутский включился в борьбу с Бернштейном лишь в итоге длительных колебаний. Книга Каутского "Бернштейн и социал-демократическая программа" (1899, рус. пер., СПБ, 1906; есть сокр. рус. пер. В. И. Ленина под заголовком: К. Каутский, Сб. статей, 2 изд., СПБ,. 1906) сыграла в общем положительную роль в борьбе с ревизионизмом, но содержала серьезные уступки оппортунизму, обходя вопрос о ревизии Бернштейном учения Маркса о государстве и диктатуре пролетариата. При обсуждении во 2-м Интернационале в 1900 году вопроса о возможности вступления социалистов в буржуазное правительство Каутский Каутский предложил примиренческую резолюцию, оставлявшую лазейку для оппортунистов. После II съезда РСДРП поддерживал меньшевиков.

В начале 900-х годов Каутский выступил с рядом работ, написанных, несмотря на отдельные неточности и отступления, в духе революционного марксизма. В статье "Славяне и революция", напечатанной в 1902 году в ленинской "Искре", Каутский пришел к выводу об огромном увеличении удельного веса революционного движения в России. Брошюра Каутского "Движущие силы и перспективы русской революции" (1906-07, рус. пер. 1907, под ред. и с предисл. Ленина) содержала в общем правильную оценку революции. В работе "Путь к власти" (1909, рус. пер. 1959) Каутский доказывал, что путь к победе социализма лежит через обострение классовой борьбы и пролетарскую революцию. Однако и здесь Каутский обходил марксистское учение о государстве и диктатуре пролетариата.

Перед 1-й мировой войной Каутский все более отходил от революционного марксизма, на словах выступая в его защиту, а на деле проводя линию примирения с ревизионистами, поддерживал ликвидаторов в российской социал-демократии и т. д. Каутский отрицал партийность философии марксизма, органическую связь между марксистским мировоззрением и принципами партийног строительства. В это время окончательно сложилась идеология центризма, соединявшая словесное признание марксизма с приспособлением к оппортунистическим и реформистским элементам. Никогда не поднимаясь до уровня творческого марксизма, Каутский постепенно утрачивал связь с революционным рабочим движением; в его взглядах все больше проявлялся догматизм. С началом войны Каутский по сути дела встал на позиции социал-шовинизма и порвал с марксизмом. Не выступая прямо в поддержку империалистической войны, пользуясь "марксистской" фразеологией и пацифистскими рассуждениями, он оправдывал союз с открытыми социал-шовинистами. Каутский возглавил центристское направление в международной социал-демократии, сторонников которого Ленин считал "...самыми опасными противниками интернационализма" (Соч., т. 21, с. 144). Выдвинутая Каутским антимарксистская теория "ультраимпериализма" игнорировала важнейшие факты развития капитализма в начале 20 века; толкуя о перспективе слияния монополистических объединений в один мировой сверхтрест и устранения межимпериалистических противоречий, Каутский пытался посеять иллюзии о возможности возвращения к "мирному" капитализму. Октябрьскую революцию встретил враждебно. В ряде своих работ Каутский клеветал на Советское государство. Отступничество Каутского от революционного учения марксизма было разоблачено Лениным в его работе "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (Соч., 4 изд., т. 28).

В 1917 году вместе с другими центристами участвовал в создании германской Независимой социал-демократической партии. В период Ноябрьской революции 1918 года фактически поддерживал контрреволюционную линию шейдемановцев, всемерно препятствуя дальнейшему развитию революции, выступал против установления дружественных отношений с Советской Россией. Будучи председателем комиссии по социализации, Каутский по существу проводил линию на сохранение в Германии капиталистического строя. В работе "Как возникла Мировая война" (1919, рус. пер. 1924), а также при составлении сборника "Die deutschen Dokumente zum Kriegsausbruch 1914" (Bd 1-4, 1919-22) Каутский не вскрыл классовых корней империалистической политики развязывания войны. В 1922 году приветствовал объединение правого крыла "независимцев" с шейдемановцами. В 1927-1929 годы Каутский выпустил 2-томную работу "Материалистическое понимание истории" (рус. пер., т. 2, 1931), в которой подробно развил свои оппортунистические взгляды. Каутский фактически перешел на позиции социал-дарвинизма, подверг ревизии марксистское учение о государстве и пролетарской революции, пытался доказать совместимость теории научного социализма с идеалистическими философскими системами. С 20-х годов стал одним из идеологов "демократического социализма". В начале 30-х годов выступал против установления единого рабочего фронта в борьбе с фашизмом. С 1924 года Каутский жил в Вене. После захвата Австрии нацистами отправился в Прагу, затем - в Амстердам, где вскоре умер.

Современные правосоциалистические лидеры, игнорируя произведения Каутского, написанные с марксистских позиций, широко используют его работы, написанные с оппортунистических позиций, для обоснования своей реформистской политики.

Б. Г. Тартаковский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Сочинения: (кроме указ. в ст.): Собр. соч., т. 1-4, 10, 12, М.-П., 1923-30; Социальный переворот, СПБ, 1905; Крестьяне и революция в России, СПБ, 1905; Этика и материалистич. понимание истории, М., 1922; Возникновение брака и семьи, 3 изд., П., 1923; Национализм и интернационализм, П., 1918.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 145-46, 178-80, 375; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, (Л.), 1940, с. 477-78, 482, т. 28, (Л.), 1940, с. 340-41; Ленин В. И., Рецензия (на книгу К. Каутского "Аграрный вопрос"), Соч., 4 изд., т. 4; его же, Рецензия (на книгу К. Каутского "Бернштейн и с.-д. программа"), там же; его же, Предисловие к рус. изданию брошюры; "К. Каутский. Нет больше социал-демократии!", там же, т. 10; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 22; его же, О "программе мира", там же; его же, Империализм и раскол социализма, там же, т. 23; его же, Пацифизм буржуазный и пацифизм социалистический, там же; его же, Гос-во и революция, гл. 6, там же, т. 25; его же, О "демократии" и диктатуре, там же, т. 28; его же, Третий Интернационал и его место в истории, там же, т. 29.


Вернуться на главную страницу Каутского

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС