Иммануил Кант
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Иммануил Кант

1724-1804

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иммануил Кант

Кант (Kant), Иммануил (22.IV.1724 - 12.II.1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Родился и прожил всю жизнь в Кёнигсберге (ныне Калининград). Окончил Кёнигсбергский университет (1745); приват-доцент этого университета с 1755 года, профессор с 1770 года. Творчество Канта распадается на два периода - докритический (до начала 70-х годов) и критический.

Докритический период характеризуется преимущественно интересом Канта к естествознанию и натурфилософии. К этому периоду относится его космогоническая гипотеза, изложенная в сочинении "Всеобщая естественная история и теория неба" ("Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels", Königsberg-Lpz., 1755), - "... величайшее завоевание астрономии со времени Коперника" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 56). Согласно Канту, Солнечная система возникла естественным путем на основании законов механического движения из гигантского облака разреженных частиц материи. Хотя Кант был далек от того, чтобы сделать из своей гипотезы материалистические и атеистические выводы, они объективно содержались в ней. Большое значение Кант придавал историческому подходу к естественнонаучному исследованию. Признавая закономерность общественного процесса, Кант в то время указывал на естественную среду и экономические отношения как на его основу. Молодой Кант испытал сильное влияние Руссо, не разделяя, однако, его иллюзий относительно идиллического характера первоначальных ступеней человеческой истории.

Основные произведения Канта критического периода - "Критика чистого разума" (Riga, 1781, рус. пер., СПБ, 1867, 1907, 1915), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (В.-Libau, 1790, рус. пер. 1898). Здесь Кант выступает как агностик, утверждающий непознаваемость объективного мира ("вещи в себе"), его философия - своеобразный компромисс между идеализмом и материализмом. "Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе, - то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней, - Кант выступает как идеалист" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 184-85).

Вместе с тем названные произведения Канта дали огромный толчок для развития диалектического мышления. Плодотворным было выяснение активной роли субъекта в процессе познания, постановка вопроса о создании содержательной логики, идея неизбежности противоречий в познании, акцентирование роли долга в нравственном воспитании, изучение специфики эстетического.

По общественным взглядам Кант - просветитель умеренного направления, противник применения насилия как средства решения социальных проблем. Он был идеологом передовой немецкой буржуазии. По словам Маркса, "... философию Канта можно по справедливости считать немецкой теорией французской революции..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 88). Философия истории зрелого Канта изложена им в работах "Идея всеобщей истории" (1784) и "Предполагаемое начало истории человечества" (В., 1786, рус. пер. в кн.: "Родоначальники позитивизма", в. 1, СПБ, 1910). Кант считал, что естественные причины возникновения человеческого рода недоступны для познания, он исходил из факта существования уже готового человека, обладающего прямой походкой, наделенного речью и живущего в благоприятных природных условиях. Плодотворной была мысль Канта о едином происхождении всех человеческих рас. В социально-политическом учении Канта, как и в его натурфилософии, понимание исторической закономерности развития сочеталось с уступками религии и телеологии. Рассматривая всемирную историю в целом, Кант видит прогрессивное развитие человечества, намечает некоторые его стадии: 1) дикая охотничья жизнь; 2) начало труда, возникновение земледелия и скотоводства; 3) отделение земледелия от скотоводства, появление неравенства, зарождение "примитивной государственности". Дальнейшее совершенствование государственного устройства, по Канту, все больше приближает человечество к осуществлению цели истории - достижению всеобщего правового гражданского состояния.

Важным вкладом Канта в подготовку научного взгляда на развитие общества была высказанная им догадка о роли социальных антагонизмов как источника прогресса. Антагонизм - это та сила, указывал Кант, которая действует в обществе независимо от личных устремлений людей. Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что составляет благо для его рода: она стремится к раздору. Этот неискоренимый раздор, завистливо соревнующееся тщеславие, ненасытное желание владеть и господствовать явились, по Канту, причиной возникновения государства - великого орудия прогресса. С целью спасти себя от взаимного истребления люди создают государство, передавая ему часть своих прав. Нечто подобное должно произойти, по мнению Канта, и в отношениях между государствами: войны, соперничество в вооружении и т. д. с силой необходимости заставляют государства искать выхода из беззаконного состояния; хотят ли люди этого или нет, но логика истории, полагал Кант, сами объективно складывающиеся обстоятельства заставляют государства объединиться с целью сохранения мира. В работе "К вечному миру" (Königsberg, 1795), рус. пер. в сб.: "Трактаты о вечном мире", М., 1963, Кант набросал план осуществления своей идеи. Он не брался предсказать время создания мирного союза, но считал, что его идея "... практически достижима и обязывает нас работать во имя этой (не столь уж призрачной) цели" (указ. соч., с. 172).

Все ценное и прогрессивное, что имелось в учении Канта, было воспринято последующим развитием немецкой классической философии, подготовившей возникновение диалектического и исторического материализма. Реакционные стороны учения Канта возродились в 60-е годы 19 века в так называемом неокантианстве, интерпретировавшем философию Канта в духе субъективного идеализма.

А. В. Гулыга. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Сочинения: Gesammelte Schriften, Bd 1-23, В., 1910-55; Zur Geschichtsphilosophie, В., 1946; в рус. пер. - Соч., т. 1-2, M., 1963-.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 Изд., т. 14; Асмус В., Философия И. Канта, М., 1957; Галанза П. Н., Учение И. Канта о государстве и праве, М., 1960; Сережников В., Кант, М.-Л., 1926; Фишер К., История новой философии, т. 4-5, СПБ, 1906-10; Гулыга А. В., Ист. взгляды нем. просветителей XVIII в., "ННИ", 1963, No 3; Adler M., Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik, W., 1924; Görland A., Kant als Friedensfreund, Lpz., (1924); Ebbinghaus J., Kants Lehre vom ewigen Frieden und die Kriegsschuldfrage, Tübingen, 1929; Dörpinghaus W., Der Begriff der Gesellschaft bei Kant, (Köln, 1959). Eisler B.., Kant-Lexicon, В., 1930.


Вернуться на главную страницу Канта

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС