Кандинский Василий Васильевич |
|
1866-1944 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Васильевич Кандинский
В.Кандинский. «Одесский порт». Конец 1890-х. Кандинский Василий Васильевич (1866-1944) - художник, поэт, теоретик искусства, эмигрант. Окончил юридический факультет Московского университета (1893). В 1897-1898 гг. учился в Мюнхене в художественной школе А. Ашбе. С 1902 г. в эмиграции в Германии, где жил в Мюнхене. Участвовал в выставках в Германии, Италии, Франции и России. В 1911 г. опубликовал книгу "О духовном в искусстве" в которой изложил основные положения своей теории искусства. В 1914 г. вернулся в Россию. После Октябрьской революции работал в Наркомпросе, возглавлял Институт художественной культуры в Москве, преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, Московском университете. В 1921 г. выехал в командировку в Берлин, в Россию уже не вернулся. Жил в Веймаре, Дессау, Берлине. В 1928 г. принял немецкое гражданство. После прихода в Германии к власти фашистов переехал во Францию, жил в Париже. Умер в Нейи-Сюр-Сене, Франция Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru
В. Кандинский. «Композиция IV». 1911. Кандинский Василий Васильевич (1866, Москва - 1944, Нейи-сюр-Сен, ок. Парижа) - художник, основоположник абстракционизма. Род. в семье коммерсанта. В 1876 - 1885 учился в классической гимназии в Одессе, занимался музыкой и живописью. В 1885 поступил на юридический ф-т Моск. ун-та. В 1889 по состоянию здоровья прервал на 3 года занятия и ездил в Вологодскую губ. с этнографической экспедицией, впечатления от к-рой оказали впоследствии влияние на его творчество. В 1893 окончил ун-т. В 1897 получил приглашение на должность профессора Дерптского ун-та, но решил оставить науку, чтобы обучаться живописи в лучших художественных школах Мюнхена: у Антона Ашбе и в Мюнхенской академии художеств. Кандинский участвовал в многочисленных выставках, преподавал, путешествовал. В 1910 Кандинский создал свои первые абстрактные живописные импровизации и композиции. Тогда же он написал свой самый известный труд "О духовном в искусстве" (М., 1992), в к-ром высказал основные мысли как о собственном творчестве, так и об общем развитии художественной культуры. В 1911 у К. состоялась первая персональная выставка, и он стал организатором сообщества художников "Синий всадник", в к-рое входили Аугуст Маке, Давид Бурлюк и др. В 1914 из-за начала первой мировой войны К. был вынужден вернуться в Россию, в Москву. После Октябрьской рев. 1917 он выступил участником многих начинаний: занимался организацией охраны памятников, созданием Музея живописной культуры, организовал Росс. академию художественных наук, став ее вице-президентом, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал свою автобиографическую кн. "Ступени" (М., 1918). В конце 1921 уехал в Германию, где преподавал и творил. Когда в 1933 нацисты пришли к власти, К. эмигрировал во Францию. Один из крупнейших художников XX в., Кандинский, стремившийся создать новое искусство, наиболее полно выражающее современную эпоху, кардинально обновил художественный язык, основанный на синтезе живописи, музыки, танца. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
В.Кандинский. "Осень в Баварии". 1908. Кандинский Василий Васильевич [4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа] — русский художник, один из основоположников и главный теоретик абстрактного искусства (см. Авангард). С 1921 жил за границей (Германия, Франция). Художественно-эстетическяая теория Кандинского сформулировалась в атмосфере духовных, в частности теософских, антропософских и символистских исканий начала 20 века. Основные идеи его эстетики изложены в книгах «О духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (1 -е немецкое издание — под названием Riickblicke, 1913),«Точка и линия на плоскости» (1926) и в многочисленных статьях. Художник, по Кандинскому, — пророк и деятель, тянущий вперед и вверх «застрявшую повозку человечества». Его цель — выразить в художествен ной форме объективно существующее Духовное, в нем живет непреодолимое «желание самовыражения объективного», которое Кандинский называет «внутренней необходимостью». Она основывается на внесознательном стремлении художника выразить то, что свойственно: 1) личности самого художника, 2) его эпохе, 3) искусству вообще — «элемент чисто и вечно художественного». Только этот «элемент» не утрачивает своего значения в процессе исторического бытия произведения искусства, его значимость постоянно возрастает. Он и составляет главное содержание искусства. Прекрасным в искусстве Кандинский считал все то, что «вызвано внутренней необходимостью», что «совершенствует и обогащает душу», возбуждает ее «вибрации». Художник свободен в выборе форм и средств выражения. Единственный его руководитель и судья — «принцип внутренней необходимости», или художественное чувство. Современное искусство предоставляет художнику неограниченные возможности выражения — от «чистого реализма» до «чистой абстракции». Сам Кандинский, обладавший обостренным художественным чувством цвета и формы, был увлечен перспективами гармонизации цветов, создания цвето-ритмических колористических симфоний, выражавших движение космических сил. Опираясь на «Учение о цвете» Гёте, его идею «генерал-баса» в живописи, а также на опыты с цветомузыкой Скрябина, Кандинский разрабатывал свою, во многом субъективную, теорию эстетической значимости цвета, формы, линии в живописи, особое внимание уделял синестезическому и символическому значению цвета; выдвинул идею о принципиальной возможности создания «живописного контрапункта». Не отрицая предметной живописи (он высоко ценил Россели, Бёклина, Сегантини, Сезанна, Матисса, Пикассо), Кандинский полагал, что изображение реальных предметов, сильно воздействуя на психику зрителя самим подобием видимым формам, заглушает собственно эстетическое звучание цвета и формы. Освобождение живописи от природных и предметных форм очищает ее от всего постороннего, «внеживописного». Начиная с 1910, Кандинский создавал в основном чисто абстрактные полотна, называя их «Импровизациями», если они возникали на эмоционально-бессознательной основе, и «Композициями», когда в их создании участвовал разум. В своем творчестве Кандинский прошел несколько этапов — от напряженных динамически-драматических цветовых симфоний (1910—20-е гг.) через точно выверенные геометризованные абстракции к фантастическим мирам своеобразных как бы органических форм, подобных биоформам микромира. В. В. Бычков Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 206.
В.Кандинский. "Мурнау". 1908. Кандинский Василий Васильевич (4( 16). 12.1866, Москва -13.12.1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа) - художник и мыслитель, теоретик живописи, один из основоположников абстрактного искусства, принадлежит культурам России, Германии и Франции. Окончил юридический факультет Московского университета, имел хорошие перспективы в научной области, однако в тридцатилетнем возрасте (1897) резко меняет свои интересы, отказывается от научной карьеры и уезжает в Мюнхен учиться живописи, которой посвящает всю оставшуюся жизнь. Взгляды Кандинского на искусство складывались под влиянием учения Гёте о цвете, философии Шеллинга, романтизма и символизма, немецкой и французской живописи, русского искусства и культуры. Творческая эволюция Кандинского распадается на четыре периода. Первый - 1900-е годы - период формирования его как художника под влиянием русского и немецкого вариантов стиля модерн, а также художников «Мира искусства» (И. Я. Билибин, Н. К. Рерих, К. А. Сомов и др.). В своем творчестве Кандинский отдает предпочтение графике и гравюре. В этот период уже вполне отчетливо проявляются некоторые особенности его концепции искусства: идея синтеза искусств, согласно к-рой живопись должна содержать поэтическое и музыкальное начала, поэзия - музыкальное и живописное, музыка - живописное (нашла выражение в цикле гравюр «Стихи без слов», 1903-1904); примат духовности, духовного начала в искусстве; наконец, выбор выразительных средств, среди которых особая роль отводится цветовому пятну, линии, декоративной орнаментальности. В течение второго периода (1910-е гг.) Кандинский достигает полной творческой зрелости. Он теоретически разрабатывает и практически реализует концепцию совершенно новой живописи - абстрактной, нефигуративной и беспредметной, понимание к-рой излагает в работе «О духовном в искусстве» (1911) (ее название указывает на то, что проблемы духовности остаются для него главными). В своем стремлении найти «новые формы» - «вечные» и «чистые», выявить «чистый язык» живописи Кандинского не решается полностью изгнать из нее предмет, считая, что это привело бы к обеднению ее выразительных средств, что «красота краски и формы... не есть достаточная цель искусства». Поэтому так или иначе связь между предметностью и беспредметностью сохраняется в его творчестве. В «Композиции IV» (1911) левая часть полотна является полуфигуративной, а центральная и правая части — ближе к абстрактным. VI и VII «Композиции» (1913) являются абстрактными, тогда как картина «Москва Красная площадь» (1916) вновь восстанавливает союз реального и беспредметного. Содержанием произведений художника часто являются философско-религиозная тема Христа, апокалипсис, крушение старого мира и нарождение нового, борьба светлых и темных сил и т. д., где добро побеждает зло, Идеалом нового человека в новой жизни выступают ученый и художник. Идея монументального синтеза живописи, музыки и поэзии находит воплощение в таких картинах, как «Ясность», «Смутное», «Сумеречное» (1917), «Белый овал» (1919), «Красный овал» (1920). В этот период ярко проявился талант Кандинского как организатора и педагога. В Мюнхене вместе с нем. художником Ф. Марком он основывает объединение «Синий всадник» (1911-1914), в выставках которого широкое участие принимают многие русские художники. В России после возвращения в 1914 году и до нового отъезда в Германию в 1921 году Кандинский включается в многообразную деятельность: становится членом художественной коллегии отдела ИЗО Наркомпроса, преподает в Государственных художественных свободных мастерских и Высших художественно-технических мастерских (Вхутемасе), избирается почетным профессором Московского университета. В Германии проходит третий период его творчества (по 1933 г.), тесно связанный с «Баухаузом». Он продолжает поиски в области монументального синтеза искусств. Его стиль в целом остается прежним, но становится более сдержанным, строгим и рациональным, в нем острее чувствуется влияние современной науки. Кандинский словно охвачен стремлением найти более точный художественный эквивалент своему пониманию духовности, которая представляется ему в виде «движущегося вперед и вверх остроконечного треугольника». Отсюда усиление «геометризма» в его произв. («Несколько кругов», «На точках», 1928). Свое понимание искусства Кандинский излагает в книге «Точка и линия на плоскости» (1926), где дает анализ структуры художественной формы, рассматривает проблемы зрительского восприятия. В конце 1933 года после прихода в Германии к власти нацистов. Кандинский уезжает во Францию, где проходит последний период его творчества. В эти годы он испытывает влияние со стороны сюрреализма и в его произв. наряду с геометрическими формами появляются зооморфные фигуры («Композиция IX», 1936, «Вокруг круга», 1940). Последней его работой стала картина «Решительный прорыв» (1944). Художественное творчество и теоретические идеи Кандинского оказали огромное влияние на развитие русского и особенно западного искусства. Созданное им направление получило прямое продолжение в таких течениях, как «геометрическая абстракция», «абстрактный экспрессионизм», «абстрактное творчество», «лирическая абстракция» и др. Д. А. Силичев Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 260. Сочинения: О духовном в искусстве. Л., 1990; Избр. труды по теории русского искусства: В 2 т. М., 2001. Литература: В. В. Кандинский. М.. 1993; Сарибьянов Д. В., Автоистова Н. Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. М., 1994; Многогранный мир Кандинского. М., 1998; Дружкова П. И. Кандинский в Баухаузе. М., 2006.
Сочинения:О духовном в искусстве. N. Y., 1967; Избр. труды по теории русского искусства: В 2 т. М., 2001. Uber das Geistige in der Kunst. Munch., 1912; Bern, 1952; Riickblicke. В., 1913; Punkt und Linie zu Flache. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. Manch., 1926; Bern, 1973; Essays uber Kunst und Kiinstler. Bern, 1955; Gesammelte Schriften, Bd 1. Bern, 1950. Литература:Василий Васильевич Кандинский. 1866—1944. Каталог выставки. Живопись. Графика. Прикладное искусство. Л., 1989; В. В. Кандинский. М.. 1993; Бычков В. В. Духовное как эстетическое credo Василия Каединского, — «Литературное обозрение», 1992, №3/4, с. 79—87; Сарабьянов Д. В., Автономова Я. Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994; Многогранный мир Кандинского. М., 1998; Лукшин И .П. "Говорить о мистерии на языке материи" (эстетическая концепция и творчество В. В. Кандинского). М., 1991. Дружкова П. И. Кандинский в Баухаузе. М., 2006. Grohman W. Wassily Kandinsky. Leben und Werk, Koln. 1958; Washington Long R. C. Kandinsky. Oxf., 1980: Becks-Malorny U. Wassily Kandinsky. 1866-1944. Aufbmch zur Abstraktion, Koln, 1993.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |