Иоанн Дамаскин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иоанн Дамаскин

675-753

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иоанн Дамаскин

Иоанн Дамаскин — преподобный, византийский богослов, философ и поэт. Родился в христианской арабской семье около 675 г. в Дамаске, умер до 753 г. в лавре Святого Саввы. Жизнеописание Иоанна Дамаскина на греческом языке, написанное иерусалимским патриархом (либо Иоанном VIII, либо Иоанном IX), сообщает, что он получил энциклопедическое образование в греческом духе вместе со своим приемным братом Косьмой Гимнографом. По-видимому, Иоанн был приближенным халифа, затем до 700 г. вместе с братом Косьмой они стали монахами в лавре Святого Саввы. Патриарх Иоанн V Иерусалимский (705-735) рукоположил Иоанна в священный сан. Арабское житие Иоанна было написано в конце XI в. монахом и священником Михаилом.

Иоанн Дамаскин был ведущим идейным противником иконоборчества, завершителем и систематизатором греческой патристики. К новизне идей и оригинальности теорий он не стремился, верный своему девизу: «Я не скажу ничего от себя». Иоанн разработал православную теорию образа, выделив шесть типов икон: 1) естественный образ, восходящий к прототипу; 2) замысел вещей, предсуществующий в Боге; 3) человек как имитация Бога; 4) видимые образы, предназначенные для представления невидимого; 5) телесные объекты, символизирующие и предсказывающие будущее; 6) объекты, позволяющие вспомнить прошлое.

Иоанну также принадлежит авторство поучений, толкований на священные тексты, агиографических сочинений, проповедей и гимнов. В историю литературы Иоанн Дамаскин вошел как выдающийся поэт, создавший ряд знаменитых церковных песнопений. В литургической поэзии вернулся к античной просодии, довел до необычайной усложненности архитектонику канона, дополнив ее хитроумными акростихами и превратив как бы в кристаллическую структуру, действующую на воображение своей продуманностью и стройностью. Наряду с этим он был способен на выражение простого и сердечного чувства (например, в погребальном гимне «Какая сладость в жизни сей...»). Принадлежность Иоанну Дамаскину романа «Варлаам и Иоасаф» является спорной. Кроме того, он написал множество полемических трудов, в особенности против иконоборцев. Как следствие, на иконоборческом соборе в Иероне в 754 г. он был предан анафеме как богохульник и пособник сарацин.

Всесторонность познаний Иоанна Дамаскина позволила ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую систему. Решая задачу упорядочения наук под эгидой церковных догматов и на основе аристотелевской логики, Иоанн Дамаскин создал основы схоластического метода, позднее получившего развитие у средневековых теологов Запада, учившихся у Иоанна Дамаскина. Главное сочинение Иоанна Дамаскина — «Источник знания»; это компендиум философских и богословских сведений, состоящий из терминологического введения («философские главы»), опровержения еретических учений, в том числе мусульманского и иконоборческого, и изложения православной веры. Изложение базируется в основном на сочинениях Феодорита Киррского, однако в переработанной и расширенной форме. Это сочинение предвосхитило «суммы» западных схоластов последующих веков; латинский перевод его третьей части, осуществленный в середине XII в., оказал влияние на Петра Ломбардского, Альберта Великого, Фому Аквинского.

Сочинения Иоанна Дамаскина получили распространение также в восточнохристианских странах (Грузии, Древней Руси) и странах Ближнего Востока. Высказанная Иоанном Дамаскином мысль о подчиненном положении философии по отношению к теологии повлияла на дальнейшее формулирование этого тезиса в западной схоластике (прежде всего у Петра Дамиани).

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 385-387.


Вернуться на главную страницу Иоанна Дамаскина

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС