> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ЧЕРНОСОТЕНЦЫ >
ссылка на XPOHOC

Игнатий (Дверницкий)

1878-1909

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Игнатий (в миру Дверницкий Арсений Васильевич), иеромонах (12.07.1878—8.05.1909), церковный и общественный деятель, товарищ председателя Томского отдела Союза Русского Народа (СРН).

Родился в Кишиневе в семье почтового чиновника. По окончании Немировской гимназии поступил в Нежинский историко-филологический институт, но вскоре перевелся на историко-филологический факультет Московского университета из-за того, что в Нежине были очень сильны «освободительные» тенденции. После убийства министра народного просвещения Н.П. Боголепова и изменения правительственного курса в отношении высшего образования оставил университет и поступил в Московскую ДА, где 9 июня 1902 принял монашество. В мае 1905 рукоположен во иеромонаха, в сентябре по окончании курса назначен преподавателем гомилетики в Томскую ДС. В декабре 1906 архиепископ Макарий (Парвицкий-Невский) назначил его настоятелем университетского храма.

Горячие проповеди о. Игнатия, в которых он призывал всех к верности Церкви и Государю, а также к борьбе с внутренним врагом, вскоре создали ему широкую известность. Скоро он стал признанным вождем томских монархистов. В Томске существовали две правые организации: Русское народное общество и Общество за Веру, Царя и Отечество, которые вскоре объединились, преобразовавшись в Томский отдел СРН, а о. Игнатий был избран тов. председателя Отдела. Своей энергией он укрепил местный союз. Но революционная интеллигенция возненавидела деятельного иеромонаха.

1 сентября 1908 о. Игнатий был назначен заведующим Томской церковно-учительской школой, которую революционеры превратили в притон. Он восстановил в школе порядок, запретил ученикам ходить по ночам в город, изгнал из школьной библиотеки левые журналы и газеты и требовал от учеников, чтобы они читали книги духовного содержания. Он также требовал от учеников присутствия на церковных службах. Порядок в школе нарушил планы революционеров, они потеряли возможность скрываться в школе как в притоне. О. Игнатий был приговорен революционными бандитами к смерти и жестоко убит двумя семинаристами, связанными с революционерами, которые явились к нему под видом сдачи зачета. Томские монархисты очень почитали иером. Игнатия, на его могиле постоянно служились молебны в том числе и свт. Макарием (Парвицким-Невским), но после революции его имя забылось.

А. Степанов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Подробнее

Игнатий (в миру Дверницкий Арсений Васильевич), иеромонах (12.07.1878—8.05.1909), товарищ председателя Томского отдела Союза Русского Народа (СРН).

Родился в семье очень небогатого почтового чиновника, в г. Кишиневе. С самого раннего детства отличался кротким, тихим характером и замечательным послушанием родителям. Семья Дверницких была русская в полном смысле этого слова, верная нашим историческим устоям. Детей воспитывали в страхе Божием и благочестии, заботясь в то же время и об их образовании. Начал свое учение Арсений в 2-классном народном училище, которое и окончил с успехом. К этому времени отец перевелся в Аккерман, где жизнь дешевле, чем в Кишиневе, и поместил сына в тамошнюю 4-классную прогимназию. 5-й и 6-й классы Арсений прошел в Измаильской прогимназии, а закончил среднее образование в Немировской гимназии.

Окончив гимназию, Арсений поступил в Нежинский историко-филологический институт, но вскоре перешел в Московский университет, на историко-филологический факультет. Будущий монах, скромный и молчаливый, относился к освободительным буйствам молодых интеллигентов с нескрываемым неодобрением. Особенно его тяготили притязания «товарищей» на «солидарность». Своему дяде он не раз жаловался на претензии «товарищей». «Я не могу разделять их взглядов на товарищество, — говорил Арсений Васильевич, — я родился в одном конце России, мой товарищ — в другом. Мы росли и воспитывались при разных условиях, и натура у нас разная. Почему же я обязан в силу товарищества делать то, что считаю дурным? Ведь общего с этими товарищами у меня только синий околыш на фуражке». А в Нежинском институте в эту эпоху (1898—99) «освободительные» тенденции были очень сильны. И этим, конечно, и объясняется переход Арсения в Москву. Он рассчитывал, что гнет «товарищества» в большом столичном городе не будет так силен, как в прогнившем от еврейства провинциальном городке Нежине. Надо при этом сказать, что поступление Арсения Васильевича в высшее учебное заведение отнюдь не обозначало его отречения от прежнего желания уйти в монашество. Продолжая светское образование, он уступал желанию родителей, которые никак не могли помириться с аскетическими стремлениями сына. И Арсений подчинился их воле, тем более что понятие о монашестве он имел возвышенное. Монашество он понимал как служение Богу и народу, при условии полного самоотречения, как проповедь христианства в позабывшем страх Божий обществе. Товарищам-студентам он в Москве не раз говорил, что ему очень хочется оставить столицу с ее пошлыми удовольствиями и поселиться где-нибудь в глуши, сельским учителем. Надо думать, что Арсений Васильевич подчинился воле родителей только потому, что считал знания, которые мог получить в светской школ, полезными для той высокой миссии, на которую он себя обрек.

Не имея средств к существованию и не желая ничем обременять родителей, Арсений вел в Москве жизнь суровую, полную лишений. Жил он в бесплатном Ляпинском общежитии и добывал плату за yчeниe и необходимые ему средства уроками. На себя он расходовал баснословно мало, не более 3 руб. в месяц. Ел однажды в сутки (казенный обед), а утром и вечером съедал лишь по копеечному розанчику. Впоследствии и этот режим показался ему чересчур роскошным, и он стал съедать за обедом лишь одно блюдо, отказываясь от кваса, как от излишества. Когда товарищи спрашивали Арсения, зачем он себя так изнуряет, то он, применяясь к их пониманию, говорил: «Надо учиться довольствоваться малым. Это дает независимость». Или: «Надо быть осторожным в пользовании общественным добром. Ведь пища, которую нам дают — это плод чужого труда, чужих слез и пота». Безжалостно суровый к себе, Арсений был крайне щедр к другим. Заработанные деньги частью посылал родителям и семье, частью раздавал товарищам. Наезжая домой, в Винницу, всегда бывало обегает город, разыщет бедняков и поможет деньгами. Для одного из товарищей как-то выхлопотал стипендию в 60 руб., а для себя никогда ни о чем на просил.

Но пробыть долго в Московском университете ему не пришлось. В 1901 был убит министр народного просвещения Н.П. Боголепов. Правительство спасовало перед хулиганской молодежью, и была объявлена эра т. н. «сердечного попечения». Разумной молодежи, желающей учиться и не сочувствующей революционному «освобождению», не стало житья. «Сердечное попечение» генерала Ванновского, было последней каплей, переполнившей чашу терпения Арсения. Продолжать дело послушания родителям он не мог и удалился туда, куда уже давно влек его Дух Божий. Он поступил в Московскую Духовную академию, где весьма скоро (9 июня 1902) принял монашество. Здесь он уже не сдерживал своего естественного влечения и предался аскетическим подвигам. Его бывшие товарищи говорили о нем, как о выдающемся аскете. По целым неделям он питался только одной просфорой в день. В сан иеромонаха он был возведен в мае 1905, а окончив в сент. курс Московской Духовной академии, был назначен преподавателем гомилетики (так называется наука проповедничества) в Томскую Духовную семинарию.

Томск, как и почти вся Россия, был разделен на два лагеря. С одной стороны — влиятельная, властная, кишащая инородцами интеллигенция — сама обинородившаяся и презирающая все русское и родное; с другой стороны — народ, запуганный, бедный, малообразованный, но верный родине, таящий в своей душе неисчерпаемые сокровища русского чувства и сознания. В окт. 1905 почти повсеместно народ избивал обнаглевшую революционную интеллигенцию, которая, думая, что уже настал час ее господства над народом, сбросила с себя маску и думала отпраздновать свою мнимую победу над Самодержавием. В Томске это столкновение народа с интеллигентами было особенно бурно по той причине, что тамошняя интеллигенция представляет нечто из ряда вон выходящее по своей гнусности. Революционное празднование ею октябрьских событий в 1905 было в высшей степени отвратительно. Наилучшей иллюстрацией томского интеллигентского движения может служить всем известный эпизод с проф. Тираспольским, который был избит за то, что открыто, в митинговой речи, назвал Православный собор капищем, а Святой крест — мерзостью. Интеллигентская «революция», как известно, была в буквальном смысле слова разгромлена возмущенным народом, который после этого и стал объединяться в патриотические союзы и общества. К народу примкнули сословия, еще не утратившие русского духа, — духовенство и купечество. В Томске образовались две монархические партии: 1) Русское Народное общество; 2) Общество за Веру, Царя и Отечество. Образовалось два лагеря. С одной стороны — народ и pyccкиe люди. С другой — местные чиновники — интеллигенты и инородцы, гл. обр., евреи, которых в Томске очень много.

Как раз в это время и прибыл в Томск молодой 27-летний инок. Вначале он вел обособленную жизнь, занимаясь лишь своими уроками и посвящая досуг посту и молитве, но когда общественные события приняли грозное направление, когда народ выступил на борьбу с интеллигенцией и инородцами, то и о. Игнатию, в душе которого горел патриотический огонь, пришлось выступить на арену служения Русскому Народу. И он выступил в путь, цель которого — слава и мученичество. Горячие проповеди о. Игнатия в соборе, проповеди, в которых он призывал всех к верности Церкви и Государю, а также к борьбе с лютым внутренним врагом, сразу создали о. Игнатию широкую известность. На проповеди его народ сходился тысячами, т. ч. храм не мог вместить всех желающих. Приходили не только жители многолюдного Томска, но и крестьяне окрестных сел и деревень. Скоро он стал признанным и любимейшим вождем объединенного патриотизма. А когда местные монархические партии слились воедино и преобразовались в Томский отдел СРН, то о. Игнатий был избран на почетный и опасный пост товарища председателя Отдела.

Церковное начальство также ценило молодого инока, и архиепископ назначил его в дек. 1906 на должность настоятеля университетского храма. Заслуги о. Игнатия перед патриотическим движением колоссальны. Своей неутомимой энергией он усилил и укрепил русское дело. Сторонники Союза Русского Народа стали насчитываться тысячами. Томская интеллигенция возненавидела о. Игнатия как крупного общественного деятеля-патриота. Бороться в открытую с ним крамольникам было не под силу, и они уже тогда, в 1906, стали поговаривать о том, что о. Игнатия следует «убрать», что он слишком опасный для «освободительного движения» человек. Но привести в исполнение злой умысел не осмеливались. Октябрьский погром был еще свеж в памяти освободителей, да и во главе местной власти стоял твердый русский человек. Враги батюшки выжидали более благоприятного времени. Наконец это время настало. 1 сент. 1908 о. Игнатий был назначен заведующим Томской церковно-учительской школой, которую революционеры превратили в притон.

О. Игнатий восстановил нарушенный в школе порядок, запретил ученикам ходить по ночам в город, изгнал из школьной библиотеки еврейские журналы и газеты и требовал от учеников, чтобы они, как будущие слуги Церкви, читали книги духовного содержания. Он также строго требовал от учеников присутствия на церковных службах. Но со всем этим о. Игнатий оказался строгим начальником такого рода, которых ученики любят. Требовательный по части дисциплины, он был для учеников и для всех окружающих любящим отцом. Прислуга училища его называла не иначе, как родным отцом. Учеников стали и одевать лучше, и кормить как следует. За интересы учеников новый заведующий стоял горой и часто приходил в столкновения с преподавателями и хозяйственными чиновниками. К нуждающимся ученикам относился заботливо и любовно, помогая им из собственных средств и часто сам оставаясь без копейки.

Порядок в школе нарушил планы революционеров, они потеряли возможность скрываться в школе как в притоне. О. Игнатий был приговорен революционными бандитами к смерти и зверским образом убит. Весь город провожал о. Игнатия в последний путь.

А. Степанов

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Литература:

Книга русской скорби. Вып. 5. СПб., 1910;

Степанов А. Игнатий (Дверницкий) // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003.

Здесь читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС