Ибн Хазм Абу Мухаммад |
|
994-1064 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ибн Хазм Абу МухаммадИбн-Хазм Кордовский (994—1064). Родившийся в Кордове в семье члена халифской администрации, Абу-Мухаммад-Али-Ибн-Хазм получил отличное образование в области религии, языков, истории, философии, права и медицины. Разграбление Кордовы в 1013 году сделало его беженцем — он побывал в Алмерии, Хативе и Уэльве. Это была яркая личность, автор примерно четырехсот произведений на различные темы: юридические, исторические, политические, теологические. Ибн-Хазм оставил, в частности, знаменитый трактат о любви, называемый «Ожерелье голубки», и сборник по истории религии «Фисал». Рюкуа А. Средневековая Испания / Аделина Рюкуа. – М., Вече, 2014, с. 231.
Ибн Хазм Абу Мухаммад 'Али Ибн Ахмад (994, Кордова Испания — 1064) — арабо-мусульманский теолог, видный представитель захиритской школы мусульманского прав; (фикха), поэт и историк. Родился в семье визиря, получил хорошее образование, изучив религиозные науки, литературую поэзию. Поддерживал Омейядов в их борьбе с восставшим) берберами, дважды или трижды занимал пост визиря и, когда берберская партия брала верх, подвергался тюремному заключению и ссылке. Разочаровавшись в своем политической, опыте, Ибн Хазм отстранился от общественной жизни, с 1047 года жил в родном поместье на юго-западе страны, посвятив себя литературному творчеству. Там он и умер. Из ранних сочинений Ибн Хазма особую известность получило «Ожерелье голубки» (рус. пер. М., 1957), представляющее собой собрание прозаических пассажей и поэтических иллюстраций на тему любви. К этому богатому глубокими наблюдениями по человеческой психологии трактату примыкает составленный впоследствии объемистый этический труд «Характеры и нравы» («ал-Хлак ва-с-сийар»), В правоведческих сочинениях («ал-Ихкам фй 'усул ал-ахкам» и обширном «ал-Мухалла») Ибн Хазм, следуя захиритской традиции, настаивал на буквальном («захир») толковании священных текстов, в качестве первоисточников права-фикха признавал лишь Коран и сунну, отвергая принятые в других юридических школах рациональные методы (в т. ч. «кийас» — суждение по аналогии, «ра'й» — личное усмотрение; «иджма'»-консенсус он ограничил единогласием сподвижников Пророка). Одно-временно Ибн Хазм выступал против «таклида» (следование авторитетам), допуская следование лишь Пророку (что, по его мнению, не является таклидом); пытался легитимизировать логику (аристотелевскую), иллюстрируя ее примерами правового и богословского характера (книга «ат-Такриб ли-хадд ал-мантнк»), Ибн Хазм известен также как автор большого доксографического труда «ал-Фисал» («Разбор»), в котором он апологетически отстаивает преимущество ислама над другими религиями, одновременно подвергая суровой критике всех представителей мусульманской спекулятивной теологии — калама (включая ашаритов), а также восточных перипатетиков и суфиев. Т. Ибрагим Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 64-65.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Исторические лица Испании (указатель имен). Литература:Йафут С. Ибн Хазм ва-л-фнкр ал-фалсафи фи ал-Магриб вал-Андалус. Касабланка, 1986; Amaldez R. Grammaire et theologie chez Ibn Hazm de Cordou. P., 1956; Goldzieher I. The Zahirix. Leiden, 1971.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |