Хайрюзов Валерий Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Хайрюзов Валерий Николаевич

р. 1944 г.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Хайрюзов Валерий Николаевич

Хайрюзов Валерий Николаевич [16.9.1944, г.Иркутск] — прозаик.

Родился в семье рабочего и крестьянки.

После окончания средней школы Хайрюзов поступает в Бугурусланское летное училище, которое оканчивает в 1964. Профессия летчика гражданской авиации во многом определила жизненную и творческую биографию Хайрюзова. Он летал на многих известных марках самолетов, прошел профессиональный путь от простого летчика до командира корабля, пилота 1-го класса. В небе Восточной Сибири и Якутии налетал 15 тыс. часов. Трудная и в то же время романтическая профессия летчика позволила Хайрюзову лучше узнать жизнь, ее радости и тревоги, открыть для себя замысловатые коллизии и нетривиальные сюжеты, познакомила его с сильными характерами сибиряков, приобщила к огромным пространствам Родины, к познанию природного мира.

Богатый жизненный опыт, накопленный к 30 годам, а также интерес к литературе и журналистике, к художественному слову помог Хайрюзову поступить в 1975 в Иркутский государственный университет на отделение журналистики, которое он успешно окончил в 1981. В стенах университета он начал активно писать прозу, которая была вскоре замечена читателями и критикой. В 1979 Хайрюзов участвовал в VII Всесоюзном совещании молодых писателей в семинаре Василя Быкова. Слово мастера советской литературы о таланте молодого иркутского прозаика прозвучало особенно весомо: «Валерий Хайрюзов нашел себя в литературе не только благодаря недюжинному таланту, но и редкому сердечному вниманию к простым людям, на первый взгляд, заурядным житейским ситуациям. Проза молодого писателя незатейлива по языку и построению, в ней угадывается стремление к ясности изображения, к предельно точному выражению чувств и переживаний героев... Литературная манера прозаика, неторопливая и обстоятельная, вызывает заслуженное уважение» (Быков В.— С.2).

Совещание молодых писателей дало Хайрюзову путевку в литературную жизнь. В 1980 за книги «Опекун» и «Непредвиденная посадка» решением ЦК ВЛКСМ и СП СССР ему была присуждена премия Ленинского комсомола. В 1982 он был принят в члены СП СССР.

В эти годы писатель активно работает, одна за другой выходят его повести, печатаются рассказы, издаются новые книги. «В прозе сибирского писателя, — пишет критик Ю.Лопусов, — мы ощущаем подлинное дыхание жизни, чистоту нравственного тона автора» (Лопусов Ю.— С.286). В центре многих повествований Хайрюзов образ его современника, как и сам автор, по профессии летчика. В повести «Опекун» — это молодой пилот Степан Осинцев, взявший на воспитание троих детей, оставшихся без матери. Другой герой из повести «Отцовский штурвал» Сергей Жигунов, также летчик, пошел по стопам своего отца, нашел себя в трудном послевоенном времени. Главный персонаж повести «Приют для списанных пилотов» командир экипажа Иван Бакшеев, человек старшего поколения, переживает тяжелый нравственный кризис, связанный с тем, что его списывают на землю по состоянию здоровья. Жизнь надо начинать как бы заново, но как? Реальные эпизоды, связанные с практикой повседневной работы, позволяют Хайрюзову выстраивать свои литературные сюжеты в драматическом ключе, находить ответы на ситуации выбора между добром и злом, крепким человеческим «самостоянием» и психологией жизненного иждивенчества, героизма и предательства. Его герои — это люди крепкой закалки, на которых можно положиться и которым можно доверять. Автор их не идеализирует, не лакирует и не сводит к общему знаменателю «людей эпохи развитого социализма». Они не говорят прописные истины и не действуют по лит. шаблону. Но когда приходит время совершать ответственные жизненные поступки, то они не отходят в сторону, принимают весь огонь на себя.

Именно такой поступок потребовался от Хайрюзова, когда в годы перестройки, на волне стихийной демократизации, критики всего и вся, он избирается депутатом Верховного Совета РСФСР и переезжает жить и работать в Москву. Тем самым писатель оказывается в самом эпицентре политических баталий, когда, по выражению поэта Леонида Мартынова, «события надвигались быстрей, чем можно ждать». В эти годы для провинциала, не имевшего опыта законотворческой деятельности, не знавшего истинной подоплеки принимаемых гос. решений, легко было оказаться на волне трибунной демагогии и разнузданного популизма. Но, подобно своим героям, писатель и депутат делает свой гражданский и моральный выбор, отстаивает в эти драматические годы идеи социальной справедливости, патриотического служения и народной нравственности. В разгар политического кризиса сент.-окт. 1993 Хайрюзов остается в стенах парламента России, что позволяет ему как активному участнику и очевидцу в 1994 написать повесть-исповедь «Плачь, милая, плачь!». В 1994 она вместе с ранее написанными повестями и рассказами вошла в одноименную книгу Хайрюзова, вышедшую в Иркутске.

Сравнивая прозу Хайрюзова 1980-х (к примеру, повести «Болотное гнездо», «Приют для списанных пилотов» и другие произведения) с повестями 1990-х, нельзя не отметить, как изменился авторский стиль Хайрюзова, который стал более емким и жестким, из него ушла описательная лиричность, а сюжеты произведений писателя максимально приблизились к реалиям действительности, стали документальными, что позволило критику К.Кокшеневой определить прозу Хайрюзова как «литературу живой жизни».

После разгона Верховного Совета России в 1993 Хайрюзов, как и его герою Ивану Бакшееву, пришлось начинать все сначала. Профессия летчика, которой он отдал столько лет, оказалась в новых экономических условиях невостребованной, а безработным он стать не захотел, как и менять свой лит. дар на сомнительную славу коммерческого писателя. С 1994 Хайрюзов работает в аппарате Государственной думы Федерального Собрания РФ — сначала помощником депутата, затем заместителем руководителя аппарата, консультантом пресс-службы. В 2004 Хайрюзов вышел на пенсию.

Постепенно писатель возвращается в большую литературу. Печатаются его новые произведения «Сербская девойка», «Колыбель быстрокрылых орлов», «Последний звонок», «Без меня там пусто». Излюбленная писателем форма короткой и динамичной повести позволяет ему активно работать на «горячем» совр. материале, не пренебрегать острой публицистикой, помещать своих героев в узнаваемые жизненные ситуации. В то же время для Хайрюзова характерен стиль лирической исповедальности, тонкой психологической нюансировки характеров и поступков своих героев. Ему, как и раньше, чужд дух нравственного релятивизма и путь снижения художественных критериев ради досужей развлекательности и примитивной «чернухи». Свою стезю известный прозаик выбрал давно и окончательно: это столбовая дорога русской литературы в реалистическом постижении драматической основы современности.

В повести «Льготный билет» (2002) Хайрюзов как бы подводит итог смутному последнему десятилетию XX в. В центре произведения автобиографический образ пилота гражданской авиации, в конце 1980-х ставшего депутатом Верховного Совета России, показ его непростых отношений с бывшими товарищами по авиапредприятию, с каждым годом все обостреннее испытывающих на себе морально-психологическую тяжесть социально-экономических реформ.

В последние годы Хайрюзов работал над романом «Звезда и крест генерала Рохлина», посвященного судьбе известного российского военачальника и общественного деятеля, депутата Государственной думы, трагически ушедшего из жизни. На основе этого документального повествования Хайрюзов написал сценарий полнометражного художественного фильма «Русская Голгофа». Кинофильм, снятый по сценарию, награжден главным призом XII Международного кинофестиваля «Золотой витязь» (2003).

В.В.Дементьев

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 598-600.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Непредвиденная посадка: Повести, рассказы. Иркутск, 1979;

Опекун: Повести и рассказы. М., 1980;

Почтовый круг: повесть. М., 1984;

Приют для списанных пилотов: повести. Иркутск, 1984;

История таежного аэродрома: рассказы. Иркутск, 1986;

Малая Грузинская: Повести и рассказы. М., 1986;

Плачь, милая, плачь: Повести и рассказы. Иркутск, 1994;

Лето семьдесят второго: Воспоминания об А.В.Вампилове // Литературная Россия. 1997. №17;

Без меня там пусто! Повести, рассказы. М., 1998;

Льготный билет: повесть // Наш современник. 2002. №10;

Звезда и крест генерала Рохлина. М., 2004;

Сербская девойка. М., 2004.

Литература:

Быков В. Обыкновенная романтика // Хайрюзов В. Почтовый круг: повесть. М., 1984;

Лопусов Ю. Восхождение к зрелости // Хайрюзов В. Приют для списанных пилотов: повести. Иркутск, 1984;

Ганичев В. Что возвращаешь отчему дому? // Хайрюзов В. Малая Грузинская: Повести и рассказы. М., 1986. С.375-380;

Кокшенева К. Большая вода иркутской прозы // Революция низких смыслов. М., 2001.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС