Хань Фэй |
||
280—233 до н. э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Хань ФэйХань Фэй-Цзы (290—234 гг. до н.э.). Сын правителя царства Хань (расположенного на территории современной провинции Шаньси), Хань Фэй-цзы имел трудности с разговорной речью. Это не мешало ему ни учиться, ни писать, ни занимать высокие должности, но все же придавало его стилю некую сдержанность, почти секретность. В результате прежде всего он являлся кабинетным деятелем, а не публичным человеком или учителем. После того как он начал следовать в те же времена, что и Ли Сы, учению Сюнь-цзы в царстве Ци (на территории нынешнего Шаньдуна), он был послан своим царством с посольством к царю Чжэн-вану из династии Цинь (будущему Цинь Ши-хуанди), который уже знал о его писаниях. Этот государь предоставил ему должностное место рядом с собой, но это вызвало ревность Ли Сы, который фактически погубил Хань Фэй-цзы в глазах царя. Хань Фэй-цзы бросают в тюрьму, и, предвидя свою казнь, он кончает с собой. Произведение, которое сегодня носит его имя и которое представляется преимущественно подлинным, содержит в себе и собственно легистские элементы, и размышления о «Дао дэ цзин», приписываемом Лао-цзы. Это работа о политической технологии, представляющая собой синтез законнической мысли, которую на протяжении нескольких веков питал последовательно накапливавшийся опыт реформаторов. Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 392-393. Хань Фэй, Хань Фэй-цзы (ок. 280—233 до н. э.), древнекитайский мыслитель, завершивший систематизацию легизма. Происходил из правящего дома царства Хань (западная часть современной провинции Хэнань). Ученик Сюнъ-цзы, автор трактата «Хань Фэй-цзы (Трактат учителя Хань Фая)». Синтезировал взгляды трёх легистских течений: принцип управления с помощью законов, предписаний (фа) Шан Яна, принцип власти, силы, авторитета (ши) Шэнь Дао (395—315 до н. э.; некоторые авторы причисляют его к даоским мыслителям) и принцип метода, искусства власти, управления (ту) Шэнь Бухая (385— 337 до н. э.). Эти принципы Хань Фэй соединил в теорию деспотической, власти с принципом фа в качестве центрального. Использовав идеи конфуцианства [постулат о «выпрямлении (исправлении) имён» и тезис Сюнь-цзы, что «человек по своей природе зол»], моизма (принципы «взаимной выгоды» и «истинности имён»), даосизма (концентрация «недеяния» и др.), Хань Фэй создал своеобразную философию права. Провозглашал непрестанную изменчивость всех вещей (включая дао и ли-принцип), отрицал существование духов. В философии истории развивал мысль о решающем характере воздействия народонаселения и имущественного неравенства на исторический процесс. С. Кучера, Л. С. Переломов. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Китая (биографический указатель). Литература:Иванов А. И., Материалы по кит. философии. Введение. Школа Фа. Хань Фэй-цзы, СПБ, 1912; Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, М., 1957, о. 400—19; Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 224—83; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 252— 261; F o r k e A.. Geschichte der alten chinesischen Philosophie Hamb., 1964, S. 461—82.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |