Хабермас Юрген
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Хабермас Юрген

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Юрген Хабермас

Хабермас Юрген (р. 1929) — немецкий философ и социолог, профессор Франкфуртского университета (ФРГ), наиболее видный представитель второго поколения Франкфуртской школы. Испытал влияние идей Адорно, Вебера, Гадамера. В 60-е гг. был близок к движению «новых левых», выступал против консервативных тенденций в политической жизни буржуазного общества; в начале 70-х гг. отмежевался от экстремизма. Ядро философствования X. составляет философия свободы и коммуникативного действия, которые, согласно его точке зрения, играют решающую роль в социализации человека и эволюции общества. Главным условием эмансипации человечества X. считает достижение рационального соотношения научно-технических возможностей и ценностных ориентации личности, науки и политики, пропагандирует идеи восстановления единства знания и интереса, интеллекту и действия. Значительное место в его трудах занимают проблемы социального познания, анализ которых сводится в основном к герменевтике. Последняя трактуется им не только как средство глубокого понимания текста и символов, но и как способность реконструировать прошлое таким образом, чтобы человек воспринял прошлые идеи и взгляды в качестве программы для своих размышлений и действий. С либеральных позиций X. подверг критике концепцию «технической рациональности» как «новой идеологии», разновидности технократизма. Он критически относится и к западной философии техники. В его теории коммуникального действия критически анализируются такие пороки западного общества, как растущая коммерциализация человеческих отношений, чрезмерная политизация общества, вторжение государства в личную жизнь индивида. Пути преодоления этих пороков и недостатков он усматривает в развитии коммуникативной и дискурсивной демократии, т. е. в создании и формировании «свободных от принуждения коммуникаций», организации свободных и демократических дискуссий по самым различным темам и проблемам, развитии независимого общественного мнения. С точки зрения X., коммуникативная демократия — это подлинная демократия. Такая демократия трактуется им не только как возможность меньшинства высказывать свое мнение в рамках существующего законодательства, но и как право альтернативных групп на сопротивление и ненасильственные действия по отношению к государственным органам. X. выступает за творческое развитие гегелевской диалектики и кантовской этики, пропагандирует теорию модернизма и постмодернизма как философскую теорию современной эпохи, критикует позитивизм и технократизм. Основные сочинения: «Теория и практика» (1963), «Познание и интерес» (1968), «Техника и наука как «идеология» (1968), «Проблемы легитимации в позднем капитализме» (1973). «К реконструкции исторического материализма» (1976), «Теория коммуникативного действия» (1981), «Философский дискурс модернизма» (1985), «Постметафизическое мышление» (1988) и др.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 506.


Вернуться на главную страницу Хабермаса

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС