Гвиберт Ножанский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гвиберт Ножанский

1055-1125

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Гвиберт Ножанский

Гвиберт Ножанский (ок. 1055, Клермон — ок. 1125, Ножан) — монах-бенедиктинец, историк и богослов. Младший сын некоего Эврарда, принадлежавшего к мелкой пикардийской знати; родился, скорее всего, в Клермоне (департамент Уаза) или его окрестностях. Из-за трудных родов отец и мать Гвиберта Ножанского дали обет посвятить ребенка Богу. Вскоре отец умер, поэтому Гвиберта Ножанского воспитала мать, которая наняла учителя и заботилась о подготовке сына к церковному служению. Когда Гвиберту Ножанскому было примерно 12 лет, его мать стала вести аскетическую жизнь в келье при аббатстве Сен-Жерме-де-Фли и впоследствии стала монахиней. Через некоторое время Гвиберт Ножанский вступил в этот монастырь. Он изучал латинскую словесность (главным образом классических авторов), позднее под влиянием Ансельма Кентерберийского, с которым был лично знаком, стал уделять больше внимания богословию. По свидетельству Гвиберта Ножанского, другие монахи завидовали его познаниям, которыми он открыто гордился. В 1104 году Гвиберт Ножанский был избран аббатом небольшого монастыря Ножан (Ножан-су-Куси, департамент Эн). В этой обители он провел оставшуюся часть жизни, редко покидая монастырь. Гвиберт Ножанский упоминал, что его первыми сочинениями были стихи мирского содержания, написанные в Сен-Жерме-де-Фли. Узнав об этом, его наставник приор Соломон велел ему написать аскетический трактат «О девстве» (De virginitate). Основные темы трактата — конфликт духа и плоти, борьба с оскверняющими человека страстями, сохранение душевного целомудрия. Позднее Гвиберт Ножанский написал пособие по гомилетике — «Как следует сочинять проповедь» (Liber quo ordine sermo fieri debeat), одно из самых ранних сочинений такого рода. По совету Ансельма Кентерберийского он начал составлять пространный комментарий на Книгу Бытия (Moralia Geneseos) по образцу «Моралий на Книгу Иова» папы Григория Великого. В Ножане Гвиберт Ножанский завершил этот труд и написал другие богословские и экзегетические сочинения; «Трактат о Воплощении против иудеев» (Tractatus de incarnatione contra Iudaeos), «Похвалу Деве Марии» (De laude sanctae Mariae), направленный против последователей Беренгария Турского трактат «О кусочке, который Он дал Иуде, и об истинности Тела Господня» (De bucella Iudae data et de veritate dominici corporis) и ком-ментарии на избранные пророческие книги Ветхого Завета (см. Библия) (Tropologiae in prophetis). Наибольшую известность получили исторические, полемические и авто-биографические труды Гвиберта Ножанского «Деяния Бога через франков» (Historia quae dicitur Gesta Dei per Francos; завершены в 1111 году) — описание Первого крестового похода, в основном риторический парафраз анонимной хроники «Деяния франков», в котором, однако, использована информация, полученная Гвибертом Ножанским от участников похода. Автор представляет поход как священную войну, которая велась по воле Бога. В Средние века сочинение Гвиберта Ножанского пользовалось популярностью, но более поздние историки низко оценивали этот текст, считая его неоригинальным и трудным для восприятия. Полемический трактат «О святых и их залогах» (De sanctis et eorum pigneribus) направлен против ложно понимаемого культа реликвий (см. Культ религиозный), прежде всего зуба Христа, который хранился в аббатстве святого Медарда в Суассоне. Выступая против «суеверий», связанных с почитанием святых, Гвиберт Ножанский подчеркивал, что материальные предметы, даже священные, не должны порабощать чувства и отвлекать от духовного совершенствования; недопустимо смешивать реликвии с Евхаристией — настоящим залогом присутствия Бога в мире. В этом трактате Гвиберт Ножанский продолжает размышления о соотношении духовного и материального, которые пронизывают все его творчество. Самое известное произведение Гвиберта Ножанского — мемуары «О моей жизни, или Мои монодии» (De vita sua sive monodiarum suarum libri tres, 1114— 1115), составленные по образцу «Исповеди» Августина. Описывая свою жизнь, Гвиберт Ножанский уделяет много внимания событиям в Пикардии (история монастыря Ножан, мятеж горожан в Лане). В мемуарах содержатся яркие и образные зарисовки, которые делают их ценным источником сведений о повседневной жизни знати и духовенства; акцент на межличностных отношениях позволяет автору давать критические, а нередко и язвительные характеристики своих персонажей. Мемуары Гвиберта Ножанского нередко рассматриваются как «психологический портрет» средневекового монаха, в котором присутствуют элементы самоанализа и целостного осмысления человеческой личности. В связи с этим Гвиберт Ножанский иногда воспринимали как человека, опередившего свою эпоху, предтечу рационализма Нового времени.

Большинство сочинений Гвиберта Ножанского посвящены важным церковным деятелям — епископам Суассона и Лана, аббатам крупных монастырей; адресат первой книги «Тропологий» — св. Норберт из Ксантена, основатель ордена премонстрантов. На творчество Гвиберта Ножанского повлияли Ансельм Кентерберийский, а позднее — его знакомый Ансельм Ланский, которым он стремился подражать; он хорошо знал классическую латинскую литературу и мастерски владел стилистическими приемами. Однако в Средние века наследие Гвиберта Ножанского не пользовалось широкой известностью; его изучение инициировал лишь маврист Люк д’Ашери в XVII веке (подготовленное им издание текстов Гвиберта Ножанского перепечатано в Patrologia Latina, t. 156).

А. А. Королев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 4. М., 2017, с. 513-515.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Литература:

Benton J. F. Self and Society in Medieval France: The Memoirs of Abbot Guibert of Nogent. New York, 1970;

Guth K. Guibert von Nogent und die hochmittelalterliche Kritik an der Reliquienverehrung. Ottobeuren, 1970;

Rubenstein J. Guibert of Nogent: Portrait of a Medieval Mind. New York—London, 2002.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС