Гуссерль Эдмунд |
|
1859—1938 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эдмунд Гуссерль
Гуссерль в РоссииФеноменологическая философия Э. Гуссерля нашла в России начала XX века отклик, несводимый к простому знакомству с очередной немецкой философской школой. Достаточно сказать, что именно в России появились первые переводы программных работ Гуссерля «Логические исследования» (Спб., 1909. Т. 1, под ред. Франка, и «Философия как строгая наука» (Логос, 1911- 1912. Кн. 1). А русский феноменолог Шпет, которого Гуссерль считал своим «достойным учеником», первым познакомил русскую философскую аудиторию с работой Гуссерля «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» (т. 1) (см.: Явление и смысл. М., 1914). Одним из первых проводников идей Гуссерля в России можно считать Челпанова, читавшего в университетах Киева и Москвы лекции о Ф. Брентано и Гуссерле еще в самом начале века. Значительный интерес к феноменологии Гуссерля проявили также Н. О. Лосский, Яковенко и Г. Э. Ланц. Среди мыслителей, несколько позднее положительно отреагировавших на учение Гуссерля, И. А. Ильин, Вышеславцев. Лосев, а собственно русскими «гуссерлианнами» помимо Шпета следует считать Н. Жинкина, Н. Волкова, А. Ахманова, А. Зака, А. Циреса. В ранней работе Лосского «Обоснование интуитивизма» (1904) освещается учение Гуссерля о категорическом созерцании, а в более поздней критической статье «Трансцендентальный феноменологический идеализм Гуссерля» (см.: Логос. М., 1991. № 1) гуссерлевские идеи о трансцендентальной субъективности, интенциональности и конституировании «чужого Я». Яковенко (Философия Гуссерля // Новые идеи в философии. 1913. Сб. 3) вслед за П. Наторпом обнаружил элементы психологизма у самого Гуссерля, односторонне истолковав интенциональность Гуссерля как простую «направленность на...» чисто психических по своей природе актов сознания (например, акта внимания), что ведет к субъективизму и солипсизму. Характерной чертой восприятия феноменологии в русской философии является онтологическое ее истолкование. Так, Ланц (Гуссерль и психологисты наших дней // Вопросы философии и психологии. 1908. Кн. 98), исходя из метафор Гуссерля о «безвременном царстве вечных и неизменных идей», отождествлял его философию с платонизмом, говорил о реальном полагании у Гуссерля предмета «истиной». В то же время Шестов поставил перед феноменологами и реальную проблему: оправдай ли феноменологически сам переход с обыденной на феноменологическую установку, и не является ли он всего лишь кьеркегоровским «выбором, который сам тебя выбирает», сходным в этом смысле с религиозным обращением? По мнению Лосева, у Гуссерля представлена лишь статичная, «оцепенелая» структура эйдоса (чистой сущности или чистой субъективности), но не вскрыта его категориально- диалектическая динамика. Лосев считает возможным ввести в сферу феноменологии объяснительную диалектику, трактуемую им онтологически, что, по его мнению, даст «логику самой действительности» (Античный космос и современная наука // Бытие. Имя. Космос. М., 1993. С, 71-73, 331 -332). У Шпета («Явление и смысл») намечается отход от чистой феноменологии в сторону обоснования социально-герменевтического опыта сознания. Позднее он более смело и определенно критикует положения Гуссерля о трансцендентальной (чистой) субъективности и полагает, что познавательную ситуацию необходимо рассматривать в контексте социально-онтологических связей познаваемого и познающего, причем последний может быть и коллективным, «общественным» субъектом сознания. Попытки Ильина (Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., 1918) и Вышеславцева (Этика Фихте. М., 1914) приложить феноменологический метод к историко-философскому материалу свидетельствовали лишь о знакомстве с некоторыми идеями ранних работ Гуссерля. Здесь никак не используется феноменологическая практика - воздержание от экзистенциальных суждений. То же можно сказать и о гуссерлианских мотивах у Степуна, посещавшего лекции Г. (Жизнь и творчество // Логос. №1,4), А. И. Огнева (Идеальное и реальное в познании // Вопросы философии и психологии. 1918. № 144) и Зеньковского (Проблема психической причинности. М., 1914). Определенный вклад в европейскую философию XX в. внесли родившиеся в России, но работавшие в основном в Западной Европе и небезразличные к феноменологии философы Кожев (Кожевников), А. Койре, Гурвич, Сеземан. Развитие феноменологии в сочинениях ближайших учеников и коллег Шпета по философским и лингвистическим кружкам 20-х годов в Государственной Академии художественных наук, Институте философии и т. д. было связано с разработкой проблем эстетического восприятия и формы (Ахманов, Жинкин), формальных и материальных онтологий сознания (Зак, Цирес), логики смыслообразования и выражения, структуры эстетического сознания (Волков), структурализма (Якобсон). Однако их работа оказалась прерванной, а сами они вынуждены были либо эмигрировать, либо перейти в специальные области гуманитарного знания. История феноменологии в России на долгие годы остановилась. Сегодня, если судить по публикациям, в стране возрос интерес к взглядам Гуссерля и творчеству его русских последователей. И. М. Чубаров Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 150-151. Литература: Яковенко Б. В. Эд. Гуссерль и русская философия // Ступени. Л., 1992. № 3; Антология феноменологической философии в России. М., 1998. Вернуться на главную страницу Гуссерля
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |