Гуссерль Эдмунд |
|
1859—1938 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эдмунд Гуссерль
Гуссерль Эдмунд (1859—1938) — немецкий философ-идеалист, основатель феноменологической школы (см. Феноменология). Истоки его философии — учения Платона, Лейбница, Декарта, Канта, Брентано. В первых работах Гуссерль выступил против «психологизма» в математике и логике, стремясь обосновать эти науки, как и философию, в качестве «строгих» и «беспредпосылочных». Эту задачу Гуссерль пытался решить с помощью метода «феноменологической редукции», посредством которого, считал он, наличное знание может быть освобождено от наслоений, привнесенных предшествующей культурой, традицией, личностными факторами, философскими интерпретациями. В итоге содержание знания сводилось Гуссерлем к «миру феноменов», неразрывно связанному с сознанием субъекта и определяемому предметообразующими интенциональными актами сознания, т. е. его направленностью. Анализ этого «мира» приводит Гуссерля к выводу о существовании определенной его структуры, ряда «слоев» феноменов, выступающих вместе с тем и как структура самого субъекта, «чистого Я». «Поздний» Гуссерль, по существу, отказывается от попыток строить философию как безличностную «строгую науку» и обращается к исследованию «жизненного мира» отдельных субъектов, рассматривая его по-прежнему как результат поэтапного конституирования субъектом (на этот раз каждым отдельным субъектом, а не «чистым Я») сферы своих предметов. В ходе этого исследования Гуссерль подвергает критике «европейскую науку», утратившую, по его мнению, самое ядро познавательных проблем — понимание творческой активности субъекта. Идеи Гуссерля оказали большое влияние на последующее развитие немарксистской философии. Элементы объективного идеализма Гуссерля были развиты в «критической онтологии» Н. Гартмана и неореалистических школах США и Англии, а субъективный идеализм Гуссерля в немалой степени стал основанием немецкого экзистенциализма (особенно Хайдеггера). Основные сочинения: «Логические исследования», т. 1, 2 (1900—1901) и опубликованные после смерти «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1954), «Первая философия» (1956— 1959) Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 101. Вернуться на главную страницу Гуссерля
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |