Гусев-Оренбургский Сергей Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гусев-Оренбургский Сергей Иванович

1867-1963

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сергей Иванович Гусев-Оренбургский

Гусев-Оренбургский (псевдоним; настоящая фамилия — Гусев) Сергей Иванович (23.09[5.10].1867—1.06.1963), писатель. Родился в Оренбурге в купеческой семье. Окончил Уфимскую духовную семинарию. Был народным учителем. В 1893 стал священником в глухом мордовском селе; в 1898, не чувствуя в себе сил на церковное служение, по благословению епископа снял с себя духовный сан.

В центре литературного творчества Гусева-Оренбургского — русское духовенство (в основном сельское и уездное), его быт, умонастроение, исполненные драматизма взаимоотношения с крестьянами и власть имущими. В ряде произведений священники показаны настойчиво и самоотверженно выполняющими задачи «апостольского служения», защитниками христианской нравственности и народных интересов: «Пастырь добрый» (1900), «Проводы» (1900), «Мирской слуга» (1910), «Отец Савватий» (1910), повести «Курычанские прихожане» (1913), «Вещий сон» (1914). Изображенное сельское духовенство «подавлено бюрократией», честные священники часто бессильны выполнить свои обязанности, беззащитны перед местной властью, не удовлетворены собой, растеряны (автобиографический мотив): «Девушка в белом» (1908), «Несокрушимый оптимист» (1914), «В глухом уезде» (1912). В последней повести важен мотив ожидания чуда, знаменующего торжество милосердия и правды. Люди духовного звания у Гусева-Оренбургского нередко примиряются с положением вещей,превращаются в обывателей и самонадеянных лжеучителей, предаются стяжательству или спиваются, пособничают местным властям, угнетающим крестьян («Обида», 1900; «Могила», 1904; «Отец Геннадий», 1906; «Грани», 1909; «Призрак», 1912). Драматически освещает Гусев-Оренбургский рознь в семьях духовенства («Мгновение», 1914), подвластность некоторых священников чувственным соблазнам («Наваждение», 1915).

Считая деятельность духовенства насущной для общества и народа, Гусев-Оренбургский вместе с тем (особенно сильно — в сер. и 2-й пол. 1900-х) испытывал воздействие «левых» течений, с их отрицательным отношением к духовному сословию, что привело его к некоторой непоследовательности в освещении жизни и душевному смятению. Подобные настроения запечатлены в рассказе «Христианин» (1918) — о духовном кризисе, переживаемом русским композитором, который, исповедуя христианство, со временем становится анархистом, осознавая это как свое падение.

Для творческой манеры Гусева-Оренбургского характерно сочетание публицистичности с жанровыми сценами и анекдотичностью сюжетов, юмора с обличительным пафосом.

В 1921 выехал в Харбин, где опубликовал пьесу «В Красной Москве», позднее эмигрировал в США. В эмиграции опубликовал роман «Страна детей» о русской жизни 1915—20, а также имеющие автобиографический характер книги «Святая Русь: эмигрантские рассказы» (1957), «В поисках пути: ритмические размышления» (1955).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собр. соч. Т. 1—16. СПб., 1913—18 (незаконч.);

Рассказы. [М.], 1938;

Повести и рассказы. М., 1958.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС