> XPOHOC > БИОГРАФИИГАА  >  ГАР  >  ГЕБ  > ГЕРГИ  > ГОБГОМ  >  ГРГУ
ссылка на XPOHOC

Громов Евгений Сергеевич

р. 1931

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТА

Громов Евгений Сергеевич (р. 1931 г.) - советский киновед, сценарист. В 1954 г. окончил Московский университет. Доктор философских наук (1971). Профессор (1978). Член КПСС (1956 г.). С 1974 г. —заместитель директора ВНИИ киноискусства. Печатается с 1961 г. Основные труды посвящены вопросам эстетики и проблемам киноискусства.

Громов — автор фундаментального исследования «Сталин: Власть и искусство» (М., 1998). В аннотации к книге указано: «Автор, опираясь на архивные, а также мемуарные и другие материалы, анализирует суть и последствия сталинских методов руководства литературой и искусством. В книге показано, как умело Сталин использовал творческие силы и авторитет художественной интеллигенции для укрепления своей власти. Создав жесткий идеологический режим, кремлевский диктатор, к тому же не лишенный личного интереса к литературе, театру, кино, применял „тонкие" методы воздействия на писателей, режиссеров, художников в сочетании с преследованиями и репрессиями. Как это выглядело на практике, как его взгляды и художественные вкусы отражались на судьбах деятелей литературы и искусства, автор рассматривает на примерах личных и творческих драм М. Горького, М. Булгакова, А. Ахматовой, С. Эйзенштейна, М. Зощенко и др.»

В предисловии к книге сам Громов, в частности, пишет: «...Объективность нужна и в рассмотрении собственно сталинской темы. Стоит признать, что здесь мы нередко проигрываем зарубежным исследователям. При несомненном антисталинизме они подчас пишут о Сталине более взвешенно, аргументированно и без скучного морализаторства. Мы же зачастую словно боимся показаться недостаточно прогрессивными и быть заподозренными в симпатиях к диктатору. Конечно, нам психологически труднее, чем благополучным западным авторам, писать о Сталине. Он слит с памятью о единой великой державе и великих победах, и в то же время он — наша боль, незаживающая рана, ужас, стыд, трагедия. Тем не менее, стремиться к большей объективности и беспристрастности необходимо. Впрочем, беспристрастность вовсе не означает бесстрастности и стыдливого ухода от собственных оценок. Эмоции могут служить и служат зачастую убедительными аргументами в пользу своей точки зрения. Но эмоции не должны подменять логику, насиловать факты. Такие вот "должны" автор, естественно, обращает, прежде всего, к самому себе».

Заканчивает книгу автор следующими словами: «Сталин любил искусство, и оно многое значило в его жизни. Только несравненно сильнее любил Сталин беспредельную власть. И сделал все от него зависящее, чтобы жестоко и планомерно подавить свободу творчества, мысли и поставить ее в услужение своим политическим целям и амбициям, художественным взглядам и вкусам.

Спору нет, и при нем в советском искусстве появились произведения высокого эстетического уровня. Иным из них суждена, наверное, нетленность. Но в конечном итоге Сталин привел советское искусство к глубочайшему внутреннему кризису. Сколько одаренных людей выжег огонь репрессий, сколько прекрасных замыслов погибло на корню, сколько талантов, так и не сумев раскрыться, бесследно ушло в небытие? Всего этого не счесть». 

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

редактор Вячеслав Румянцев

30.01.2004