Антонио Грамши
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Антонио Грамши

1891-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Антонио Грамши

Грамши Антонио

 

Грамши (Gramsci) Антонио (1891-1937) - итальянский философ-марксист, политик и публицист, литературный критик. С ранней юности примыкал к итальянской Социалистической партии, ее левому крылу, в 1917 году поддержал российскую революцию, несмотря на то, что большевики пошли наперекор установкам марксизма эпохи II Интернационала и в этом смысле совершили «революцию против «Капитала». С 1921 года  - один из создателей и руководителей коммунистической партии Италии; в ноябре 1926 года арестован по приказу фашистского руководства и заключен в тюрьму, где и написал свое главное философское сочинение «Тюремные тетради» (1929-1935; опубл. в 1948-1951). Взгляды Грамши формировались под влиянием А. Лабриолы, Б. Кроче и Ж. Сореля; его активистская трактовка марксизма как «философии практики» была направлена против механицизма прежнего марксизма (К. Каутского, Г.В. Плеханова и наследовавшего им Н. Бухарина). В частности, Грамши не принимал деления марксистской философии на диалектический материализм, описывающий всеобщие законы, и исторический материализм, который специфицирует эти законы применительно к обществу (здесь он сближался с воззрениями Д. Лукача и К. Корша 1920-х гг.). Главной новацией Грамши в рамках марксизма был развернутый анализ проблематики гражданского общества, разнообразные институты которого несводимы к подразделениям политического (государство, аппарат принуждения) и экономического сообществ. Отказываясь тем самым от упрощенной дихотомии «базис-надстройка», Грамши дополнял и уточнял представления об общественных формациях и классовой борьбе разработкой понятий «исторического блока» (применительно к Италии эпохи Рисорджименто) и культурной Гегемонии в рамках «позиционной войны», которая зачастую сменяет открытую классовую конфронтацию. В этих условиях для завоевания гегемонии коммунистической партии («совр. государю») необходимой становится подготовка собственной «органической интеллигенции» и новая организация культурной работы и воспитания масс (здесь Грамши отвечал на вызовы теорий элит Р. Михельса, Г. Моска и Г. де Мана). Формула Грамши «пессимизм разума - оптимизм воли» и его концептуальные новации стали основой интеллектуального обновления левой традиции после Второй мировой войны и столкновений 1968-1969 гг. (А. Негри, Н. Пуланзас, Н. Боббио и др.), а также одним из факторов отказа от сталинской политической стратегии и догматической интерпретации марксизма в рамках коммунистического движения.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 241-242.

Сочинения: Грамши А. Избр. произв. Т. 1-3. М., 1959; Избр. произв. М., 1980; Искусство и политика. Т. 1-2. М., 1991; Тюремные тетради. Т. 1. М., 1991; Gramsci A. Quarderni del carcere. V. 1-4, Torino, 1975.

Литература: Грецкий M.H. Антонио Грамши - политик и философ. М., 1991; Григорьева И.В. Исторические взгляды А. Грамши. М., 1980; Anderson P. The Antinomies of Antonio Gramsci // New Left Review. № 100. Nov. 1976 - Jan. 1977; Mouffe Ch. (Ed.). Gramsci and Marxist Theory. L., 1979.


Вернуться на главную страницу Грамши

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС