Градовский Александр Дмитриевич |
|
1841-1889 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Дмитриевич Градовский
Градовский Александр Дмитриевич (13.12.1841—6.11. 1889), ученый-правовед, публицист. В 1862 окончил юридический факультет Харьковского университета. Весной 1866 Градовский выдержал при Петербургском университете магистерский экзамен, а осенью того же года защитил диссертацию на тему «Высшая администрация XVIII ст. и генерал-прокуроры», после чего был избран штатным доцентом по кафедре государственного права. Защитив в 1868 докторскую диссертацию «История местного управления в России», Градовский был утвержден в должности профессора Петербургского университета. В научных работах и лекциях 2-й пол. 1860-х он исследует различные аспекты становления российского общества, высказывает ряд оригинальных суждений о сущности государства. Градовский считает, что последнюю можно выявить, лишь представив государство как «организм», связанный с «сущностью вещей», с социальным бытием. У всякой государственности, по Градовскому, два важнейших элемента: церковь и собственность, которые соответственно представляют два авторитета — авторитет религии и авторитет экономический. Оба они слиты с авторитетом власти, которую нужно понимать не как систему учреждений, а как реальное могущество государства. В число проблем, которые привлекали внимание Градовского в к. 1860-х — н. 1870-х, входил национальный вопрос. В сб. «Национальный вопрос в истории и в литературе» (1873) он исходит из того, что национальные различия в мировом сообществе обусловлены объективным развитием истории, что «разнообразие национальных особенностей есть коренное условие правильного хода общечеловеческой цивилизации», которая является совокупностью специфического духовного и экономического опыта различных народов. Следовательно, нужно не подавлять и сглаживать национальные различия и особенности, а наоборот — создавать условия для нормального и самобытного существования и развития различных национальностей. Важнейшим из этих условий он считал «политическую самостоятельность народа», наличие у него национальной верховной власти, образование национальных государств. В своем главном труде «Начала русского государственного права» (том 1-й, «О государственном устройстве», был издан в 1875, том 2-й, «Органы управления», — в 1876 и том 3-й, «Органы местного управления», — в 1882) Градовский пытался совместить два подхода: государственной школы отечественной исторической науки и обществоведения, которая исходила из ведущей роли государства и властных структур в общественном развитии, и исторической (или социологической) школы, обращавшей внимание на решающее значение экономических и социокультурных факторов. + + + Градовский Александр Дмитриевич (13.XII.1841 - 6.XI.1889) - русский историк права. Окончил Харьковский университет. С 1867 года - профессор Петербургского университета. Принадлежал к либеральной профессуре. Главный труд Градовского – «Начала русского государственного права» (т. 1 – «О государственном устройстве» (1875), т. 2 – «Органы управления» (1876), т. 3 – «Органы местного управления» (1881)). В нем показано конкретное историческое развитие государственного законодательства и учреждений в России в условиях неограниченной монархии, в сопоставлении с другими государственными системами, однако критическая оценка самодержавия отсутствует. Другие работы Градовского – «Высшая администрация России XVIII ст. и генерал-прокуроры» (1866), «История местного управления в России» (т. 1, 1868). В исторических взглядах Градовского положения государственной школы (роль государства, теория закрепощения и раскрепощения сословий) сочетались с положениями исторической школы права, отразившимися, в частности, в статьях Градовского по национальному вопросу, о славянофильстве и западничестве. Специальные монографии посвящены государственному праву западноевропейских стран. Активно сотрудничал в либеральной печати («Голос», «Русская речь», «Вестник Европы», «Сборник государственных знаний»). Часть статей Градовского вошла в сборники «Политика, история, администрация. Критические и политические статьи» (1871), «Национальный вопрос в истории и в литературе» (1873), «Трудные годы (1876-1880). Очерки и опыты» (1880). Как публицист Градовский выступал с позиций консервативного либерализма, сочетания европейского конституционализма и национальной традиции, как защитник реформ 1860-1870-х годов. Н. Л. Рубинштейн. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Сочинения: Собр. соч., т. 1-9, СПБ, 1899-1904. Литература: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 5; Свешников М., Ал-др Дм. Градовский, "Журн. гражд. и угол. права", 1890, кн. 1; Гармиза В. В., Земская реформа и земство в ист. лит-ре, "ИСССР", 1960, К" 5.
Градовский Александр Дмитриевич (13(25). 12.1841, Валуйский у. Воронежской губ. - 6(18). 11.1889, Петербург) - правовед, специалист по государствоведению. В 1858-1862 годы учился на юридическом ф-те Харьковского ун-та. Затем работал редактором «Харьковских губернских ведомостей». В 1866 годы Градовский защитил магистерскую диссертацию «Высшая администрация XVIII столетия и генерал-прокуроры», после чего избирается штатным доцентом по кафедре государственного права. Защитив в 1868 году докторскую диссертацию «История местного управления в России», Градовский был утвержден в должности профессором Петербургского ун-та. В научных работах и лекциях 2-й половины 60-х годов он исследует различные аспекты становления российского общества, высказывает ряд оригинальных суждений о сущности государства. Градовский считает, что последнюю можно выявить, лишь представив государство как «организм», связанный с «сущностью вещей», с социальным бытием. У всякой государственности, по Градовскому, два важнейших элемента: церковь и собственность, которые соответственно представляют два авторитета - авторитет религии и авторитет экономический. Оба они слиты с авторитетом власти, которую нужно понимать не как систему учреждений, а как реальное могущество государства. В число проблем, которые привлекали внимание Градовского в конце 60 - начале 70-х годов, входил национальный вопрос. В сборнике «Национальный вопрос в истории и в литературе» (1873) он исходит из того, что национальные различия в мировом сообществе обусловлены объективным развитием истории, что «разнообразие национальных особенностей есть коренное условие правильного хода общечеловеческой цивилизации», к-рая является совокупностью специфического духовного и экономического опыта различных народов. Следовательно, нужно не подавлять и сглаживать национальные различия и особенности, а наоборот - создавать условия для нормального и самобытного существования и развития различных национальностей. Важнейшим из этих условий он считал «политическую самостоятельность народа», наличие у него национальной верховной власти, образование национальных государств. В своем главном труде «Начала русского государственного права» (В 3 т. Спб., 1875-1883) Градовский пытался совместить два подхода: государственной школы отечественной исторической науки и обществоведения, которая исходила из ведущей роли государства и властных структур в общественном развитии, и исторической (или социологической) школы, обращавшей внимание на решающее значение экономических и социокультурных факторов. В книге «Государственное право важнейших европейских держав» (1886) и др. он анализирует и обобщает политический и государственный опыт Западной Европы и раскрывает содержание важнейших атрибутов политического процесса в развитых странах - парламентаризма и конституционализма, системы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т. д., считая, что этот опыт применим к российскому обществу. Фактически в этот период Градовский примыкает к тем интеллектуалам, которые пытались адаптировать на русской почве идеи западной демократии и создать концептуальную и идеологическую базу для формирования движения русского либерализма, которое должно было занять промежуточное, «срединное» положение между дворянско-аристократическим консерватизмом и революционным радикализмом. Е. Н. Мощелков Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 143. Сочинения: Собр. соч. Спб., 1899-1904. Т. 1-9; Политика, история и администрация. Критические и политические статьи. Спб., 1871; Государство и народность: Опыт постановки национального вопроса. М., 1873; Система местного управления на западе Европы и в России, Спб., 1878; Трудные годы (1876-1880): Очерки и опыты. Спб., 1880; Соч. Спб., 2001. Литература: Ивановский И. А. А. Д. Градовский как ученый. Спб., 1900; Краткий очерк жизни и деятельности А. Д. Градовского. Спб., 1904; Гуляк И. И. Александр Дмитриевич Градовский: правовед, историк, философ, публицист. Спб., 2001.
Градовский Александр Дмитриевич (13.12.1841—6.11.1889), правовед, историк, публицист. Родился в семье помещика Валуйского у. Воронежской губ. По окончании Харьковской гимназии в 1858 он поступает на юридический факультет Харьковского Императорского университета, где проходит полный курс обучения. После окончания университета в 1862 Градовский некоторое время трудится редактором газеты «Харьковские губернские ведомости», но уже в 1863 поступает на государственную службу. В 1866 защищает магистерскую диссертацию по теме «Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры» и уже через год (1867) избирается доцентом кафедры государственного права Императорского С.-Петербургского университета. В 1868 состоялась защита его докторской диссертации по теме: «История местного самоуправления в России». С 1869 и до самой смерти деятельность Градовского неразрывно связана с С.-Петербургским университетом, ординарным профессором которого он являлся. Среди его учеников следует выделить двух наиболее талантливых государствоведов и теоретиков права: М. И. Свешникова и Н. М. Коркунова. С самого начала своей научной деятельности Градовский выступает как государственник, видевший в основе государственного бытия национальную жизнь со всеми ее особенностями и собственной историей. Вне государства нет и не может быть национальной жизни. Обыкновенно политические мыслители либерального толка исходят из идеи полного противоположения интересов личности и государства. Государство отождествляется с правительством, а личность — с обществом. Любое расширение границ частной деятельности признается очередной победой над «тиранией» верховной власти. Это либеральное заблуждение Градовский отвергает. Существенный порок либерализма, — пишет он, — заключается в том, что он рассматривает общество и государство как совокупность внешних условий, необходимых лишь и исключительно для сосуществования отдельных лиц. В результате и само общество представляет собой механическое собрание индивидов, не имеющих между собой никаких естественных, органических связей. Покончив с сословиями и привилегиями, либерализм обратил основное внимание на организацию нового общества, в основе которого лежит начало индивидуальной свободы, не озадачившись др., не менее важным вопросом: как будет действовать человек в таких условиях? Результатом является следующее состояние дел: «Снаружи государства Запада представляют однообразное и даже прочное строение. Но если мы обратимся к действительному критерию устойчивости общества, к его умственному и нравственному строю, то полная анархия этих элементов докажет всю шаткость этих обществ». Государству принадлежит воспитательная роль. Отдельная личность может позволить себе жить без высших нравственных задач, устанавливаемых государством. Для государства отсутствие нравственного идеала было бы смертным приговором. Анализ взглядов Градовского на общество, нацию и государство показывает, что в значительной степени они имеют много общего с идеями славянофилов. Градовский рано испытал на себе их влияние. Уже в 1865 он выступил с публичной лекцией о провинциальных учреждениях Западной Европы вполне в духе славянофильства. С течением времени, однако, его убеждения претерпели некоторые изменения по целому ряду причин. Солидаризируясь с А. С. Хомяковым, Аксаковыми, И. В. Киреевским в том, что слепое копирование западных идеалов, в отличие от заимствования положительных достижений западной цивилизации, убивает народный дух, он полагал народную идею первенствующим законным последствием русских культурных начал. Однако, по его мнению, славянофилы слишком идеализировали Древнюю Русь, перенося уважение к принципам организации ее жизни на самые формы, а иногда и на отсутствие форм. Основное расхождение, по мнению Градовского, заключается в том, что славянофилы не только отрицают западные формы, но и отрицают необходимость юридических форм вообще. «Их политическое учение есть теория бесформенного государства», — пишет он. Отдавая должное особенности русского народа, он считал нелепостью признавать его совершенно особенным, не подчиняющимся в своем развитии общим законам материального и нравственного мира. Идея о «народе-утопии», по мнению ученого, не столько славянофильская и, тем более, не православная, а исключительно европейская. Славянофилы — такие же «птенцы гнезда Петрова», как и презираемые ими западники. Сам факт их появления свидетельствует о том, что только благодаря Петровским преобразованиям в России стала возможной свободная мысль. В петербургском периоде русской истории есть своя светлая сторона, не замечаемая славянофилами. Именно с тех пор у нас начинает проявляться начало законности и личных прав, о которых Московская Русь ничего не знала. Отстаивая свои идеи, Градовский вступает в 1880 в полемику с Достоевским. Идея нации приняла у него несколько ошибочное содержание и рассматривается безотносительно той религиозной культуре, в лоне которой произрастала и становилась. К сожалению, здесь нам встречается слишком распространенная формула антихристианского мышления: религия и социальная жизнь представляют собой 2 различные области жизнедеятельности человека: объективную и субъективную. На тезис Градовского: «Мы уже два столетия находимся под влиянием европейского просвещения, действующего на нас исключительно сильно… Всякий русский человек, пожелавший сделаться просвещенным, непременно получит просвещение из западно-европейского источника, за полнейшим отсутствием источников русских» — Достоевский отвечал так: «Что вы под ним (просвещением) понимаете? Науки и ремесла действительно не должны нас миновать, и уходить нам от них действительно некуда, да и незачем. Но ведь под просвещением я разумею… свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу жизни. Если так, то такое просвещение нам нечего черпать из западно-европейских источников за полнейшим присутствием (а не отсутствием) источников русских». Русский народ, по Достоевскому, просветился уже давно, приняв учение Христа. Коренная ошибка Градовского, по мнению Достоевского, заключалась в том, что национальную русскую самобытность он не отделял по источнику своему от любой иной национальной самобытности (англичан, французов, немцев). Напротив, отмечал писатель, «христианство народа нашего есть, и должно остаться навсегда, самой главной и жизненной основой просвещения его!.. Науки дело одно, а просвещение иное. С надеждой на народ и на силы его, может, и разовьем когда-нибудь уже в полноте, в полном сиянии и блеске это Христово просвещение наше». Дело никак нельзя представить таким образом, что где-то существует отдельно нравственный идеал, а отдельно от него — общественный: такого никогда не существовало и не может существовать, говорил Достоевский. «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению ей, ибо она же и создавала ее», Русские общественные идеалы, отмечал Достоевский, лучше и крепче европейских и гораздо более «либеральнее» их, потому что исходят из организма народного, а не из лакейски безличной пересадки западных идей». Величко А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Градовский Александр Дмитриевич (13.12.1841, хутор Волчий Валуйского уезда Воронежская губ. - 6.11.1889, Тихвинском кладбище; перезахоронен (1932) на Литераторских мостках СПб) тайный советник (1889), действительный статский советник (14.12.73), окончил: 2-ю Харьковскую гимназию и исторический факультет Харьковский университет (1862), защитил докторскую диссертацию «История местного управления в России» (1868), магистр государственного права (1866), доктор права (1868), профессор университета СПб (1867-88), редактор Харьковских «Губернских ведомостей» (1863-64), старший чиновник по особым поручениям при Воронежском губернаторе (1864-65), публиковал статьи в «Воронежских губернских ведомостях», основатель государственной школы отечественной историографии, кавалер орденов: св. Анны 2-й ст. (1870), св. Владимира 3-й ст. (1876); брат Николай Дмитриевич (ок1845, хут. Волчий Валуйского уезда - пс1899) статский советник, председатель съезда Мировых судьей Валуйского уезда (1873), в Валуйском уезде мировой судья участка № 2: слободы: Александровка, Коробанова, Вериговка, Казинка, Погромец, села: Нижние Солоты, Пески, Старцево, Чисерово, Троицкое 2, Кряжное, хутора: Яковлев, Кучугурный, Тишанка, Коновалов, Алексеевский, Киселев, Павлов, Наевка, Деревянкин, деревни: Старая, Сухая, Дубровки, Астахова, Леонова, Бирючья, Чернявка; отец Дмитрий Дмитриевич (31.10.1797, Екатеринославская губ. - 15.10.1867) майор, Герой Отечественной войны (1812), юнкер лейб-гвардии Конного полка (24.7.12-15.3.15), участник Бородинского сражения и в походе за границу, сражался при Ла-Бриенне, Бар-Сюр-Обе, Арси, Фер-Шампенуазе и при взятии Парижа (1812-15), декабрист (1825), масон (1820) посвящён в московской ложе «Ищущих манны» по рекомендации сына известного просветителя Павла Андреевича Болотова; уволен от службы из-за болезни (21.3.29), поселился в имении своей жены, Анны Николаевны Лосевой, в хуторе Волчьем Валуйского уезда, пользовался в уезде большим уважением и авторитетом, Почётный смотритель Валуйского уездного училища (1834 и 1839), в своем доме организовал училище для детей помещиков из соседних сел и деревень, его школу окончил и известный народный просветитель барон Корф; построил на х. Волчий завод по производству селитры; издал книгу «Краткое руководство для добывания нелитрованной селитры» (1839), по просьбе Воронежского губернского статистического комитета занимался краеведением, избран членом-корреспондентом комитета, занимался агрономией, садоводством, просвещением среди крестьян; с женой воспитали: Александра, Николая юриста и Наталью в замужестве баронессу Типольт; герб рода с блазоном «В золотом щите червленая крепостная стена с золотыми швами. Из стены восстает черный лев вправо с червлеными глазами и языком. В верхних углам щита два лазуревых кольца. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: встающий черный лев с червлеными глазами и языком. Намет: справа червленый с золотом, слева черный с золотом» внесен в 12-ю Часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи (23.5.1882); определением Воронежского депутатского собрания внесен в 3-ю часть родословной книги Воронежского дворянства (15.9.1833). см.: стр.87, Воронежский календарь на 1873 год Здесь цитируется по электронному изданию: Энциклопедия «Воронежская губерния». Автор-составитель А.Н. Юрасов. Раздел «Погоны золотые». 2021.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Воронежского края исторические лица (биографический проект). Воронеж (краткое описание истории города) Табель о рангах (см. чины) Сочинения:Политическая философия Гегеля // Журнал Министерства народного просвещения. 1870. № 7; Возрождение Германии и Фихте Старший //Беседа. М., 1871. № 5; Политика, история и администрация. Критические и политические статьи. СПб., 1871; Современные воззрения на государство и национальность. М., 1872; Государство и народность. Опыт постановки национального вопроса. М., 1873; О современном направлении государственных наук. СПб., 1873; Начала русского государственного права. Т. 1—3. СПб., 1875—83; Значение идеала в общественной жизни // Вестник Европы. СПб., 1887. № 1; Национальный вопрос. СПб., 1877; Собр. соч. Т. 1—9. СПб., 1899—1904. Система местного управления на западе Европы и в России. СПб., 1878. Литература:Ивановский И. А. А. Д. Градовский как ученый. Спб., 1900; Краткий очерк жизни и деятельности А. Д. Градовского. Спб., 1904; Гуляк И. И. Александр Дмитриевич Градовский: правовед, историк, философ, публицист. Спб., 2001.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |