Максим Горький |
|
1868-1936 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Максим Горький
А. П. Чехов и А. М. Горький. Ялта, 1900 год. Горький Максим (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова) (16(28).III.1868 - 18.VI.1936) - русский пролетарский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Род. в Н. Новгороде в семье столяра. С 11 лет работал «мальчиком» в магазине, посудником на пароходе, в пекарне и т. д. В 1884 году пытался поступить в Казанский университет. В Казани Горький вошел в народнический «кружок самообразования», начал просветительско-пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян; тогда же познакомился с марксистской литературой. За связь с революционерами в 1889 году был арестован и с тех пор находился под постоянным наблюдением полиции. В 1888-1889 и 1891-1892 годы Горький странствовал по стране, дошел до Тифлиса, где работал в железнодорожных мастерских, вел революционную пропаганду среди рабочих. Здесь Горький впервые выступил в печати (1892, рассказ «Макар Чудра»). Двухтомник Горького «Очерки и рассказы» (1898) привлек внимание широких масс читателей. В конце 90-х годов установил тесные связи с марксистскими кружками Нижнего Новгорода и Сормова. Горький солидаризировался с направлением ленинской «Искры». В 1901 году написал прокламацию, призывавшую к борьбе против царизма. В апреле 1901 года опубликована «Песня о буревестнике», в которой Горький воспел грядущую революцию. Тогда же Горький был арестован за соучастие в организации подпольной типографии и выслан в Арзамас. В. И. Ленин в газете «Искра» протестовал против того, что «европейски знаменитого писателя... самодержавное правительство высылает без суда и следствия из его родного города» (Соч., т. 5, с. 295). В 1902 году Горький избран почетным членом Академии наук, но по указанию Николая II выборы были объявлены недействительными. Накануне революции 1905-1907 годов Горький возглавил прогрессивно-демократическое издательство «Знание», издания которого включали серию социально-политических брошюр, в том числк произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, П. Лафарга, А. Бебеля. В ночь на девятое января 1905 года Горький вместе с другими общественными деятелями посетил царских министров, пытаясь предотвратить готовившийся расстрел рабочих. В ответ на события 9 января Горький написал революционную прокламацию, за что был заключен в Петропавловскую крепость, но в результате общественного протеста освобожден. В октябре 1905 года при содействии Горького была создана первая большевистская легальная газета «Новая жизнь». 27 ноября 1905 года состоялась первая встреча В. И. Ленина и Горького, положившая начало их многолетней дружбе. В начале 1906 года Горький выехал в Америку, где написал ряд воззваний в защиту русской революции, очерки и памфлеты, направленные против капитализма и реакционной буржуазной культуры. Осенью 1906 года он поселился на острове Капри (Италия), где прожил 7 лет. В мае 1907 года Горький участвовал в работе V (Лондонского) съезда РСДРП как делегат с совещательным голосом. В 1909-1910 годы был близок к группе «Вперед», к этому же времени относится увлечение Горького богостроительством. В 1913 году Горький вернулся в Россию. В 1912-1914 годы он активно сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», в журнале «Просвещение». В годы Первой мировой войны Горький занял интернационалистическую позицию. В 1915 году основал антивоенный журнал «Летопись». Руководимое Горьким в 1915-1917 годы издательство «Парус» выпустило серию брошюр «Европа до и во время войны», для которой В. И. Лениным была написана работа «Империализм, как высшая стадия капитализма». Накануне и в начале Октябрьской революции Горький, преувеличивая опасность напора мелкособственнической стихии, недооценил возможность революционного союза рабочего класса с крестьянством, организующую силу революционного пролетариата и его партии. Колебания Горького отразились в цикле его статей «Не своевременные мысли», опубликованном в 1917-1918 годах в полуменьшевистской газете «Новая жизнь». Впоследствии, под влиянием самой революционной действительности, критики и товарищеской помощи со стороны Ленина и других деятелей большевистской партии, Горький преодолел свои ошибки. В 1918-1920 годы Горький вел большую общественную работу, создал издательство «Всемирная литература», участвовал в организации 1-го Рабоче-крестьянского университета, в работе Комиссии по улучшению быта ученых. В цикле статей 1919-1920 годов Горький выступил против иностранных интервентов и русской контрреволюции. В 1921 году, в связи с обострением туберкулезного процесса, Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу, с 1924 года жил в Италии (Сорренто). В 1929 году на 5-м съезде Советов СССР Горький был избран членом ЦИК СССР. Окончательно вернувшись в 1931 году на родину, он вел большую общественно-культурную работу, стоял во главе многих изданий и журналов, в 1934 году был избран председателем правления Союза советских писателей. В произведениях 30-х годов Горький пропагандировал достижения СССР, решительно выступал за мир, против международного империализма, фашизма. Похоронен в Москве на Красной площади. В творчестве и организационно-издательской деятельности Горького значительное место заняли вопросы истории. Взгляды Горького на историю и историческую науку формировались под влиянием революционного движения, особенно опыта революции 1905-1907 годов, революционно-демократической, а затем марксистско-ленинской мысли, сближения с большевистской партией. К марксистскому пониманию истории Горький шел, преодолевая при поддержке В. И. Ленина, большевистской партии некоторые идейные заблуждения. Лучшие произведения Горького проникнуты верой в победу пролетариата, большевиков, являющихся, по выражению Горького, зачинателями новой истории. В основе исторических взглядов Горького - признание закономерностей истории, мысль о народе, как главной творческой силе исторического процесса: «...Массы народные... единственные силы, способные создать действительное возрождение жизни...» (Собр. соч., т. 29, 1955, с. 23). Горький боролся с антидемократической идеологией «Вех», со всеми, кто «вычеркнул русский народ из русской истории». Отдельные преувеличения Горьким застоя в общественной жизни Востока (в некоторых статьях 1908-1917 годов) не умаляли его интереса в истории национально-освободительного движения и культуры восточных народов. Он резко осуждал Г. Трейчке и других идеологов шовинизма и расизма в исторической науке. Мастерство Горького в историческом жанре проявилось не в изображении отдаленных эпох, а в произведениях, в которых историческое повествование доведено до современности. Таковы прежде всего «Дело Артамоновых» (1925) - роман о поколениях купеческой семьи от 1861 года до Октября 1917 года, и эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936) - художественная хроника русской жизни с 80-х годов 19 века до апреля 1917 года. Крушение либерального народничества и победа марксизма, создание большевистской партии, превращение ее в партию широких пролетарских масс, хищничество и загнивание капитализма, деградация и саморазоблачение идеологических прислужников буржуазии - самгиных - показаны в романе на широком фоне русской и западноевропейской жизни. Историзм эпопеи - в обусловленности сюжета и характеров реальными историческими событиями, в документально точном воспроизведении главных из них («Ходынка», похороны Н. Э. Баумана, 9 января и Московское вооруженное восстание 1905 года, начало империалистической войны, Февральская революция, возвращение Ленина в Петроград в апреле 1917 года и др.). Задуманные в 1900-1910 годы «Дело Артамоновых» и «Жизнь Клима Самгина» не случайно написаны после Октябрьской революции, сообщившей отраженным в ней процессам историческую перспективу. Историзм присущ и произведениям Горького о недавнем прошлом. В романе «Мать» (1906), в основу которого положены события 1902 года - первомайская демонстрация в Сормове и суд над ее участниками, Горький впервые в литературе отразил процесс превращения рабочего движения в сознательную борьбу за социализм. Ленин говорил об этом произведении: «... книга - нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают "Мать" с большой пользой для себя» (Горький М., Собр. соч., т. 17, 1952, с. 7). Горький - автор многочисленных мемуарных портретов современников. Многогранный образ вождя революции воссоздан Горьким в очерке «В. И. Ленин». Горький-мемуарист дал портреты деятелей большевистской партии (Л. Б. Красина, И. И. Скворцова, Камо), рабочих-революционеров (Д. Павлова, Н. Вилонова), писателей (Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова и др.), зарисовки представителей буржуазии (С. Морозова, Н. Бугрова) и др. Публицистика и литературно-критические работы Горького насыщены историческими параллелями, экскурсами. В «Письме к монархисту» (1911), обозревая историю русского самодержавия от Петра III до Николая II, Горький разоблачает антинародную сущность царизма, доказывает неизбежность революции. В статье «Разрушение личности» (1909), лекциях «История русской литературы» (1909) и других работах он отстаивал материалистический взгляд на историю культуры, рассматривал литературный процесс как отражение общих исторических закономерностей. В докладе на 1-м съезде советских писателей (1934) Горький противопоставил реакционной буржуазной литературе, искажающей историю и действительность, литературу социалистического реализма, призвал советских писателей к всестороннему познанию прошлого и настоящего советской Родины. В публицистике Горького советской эпохи антитеза «нового» и «старого» показывает масштабы изменений, происшедших в жизни народов СССР. Художественный опыт Горького оказал большое влияние на творчество А. Толстого, А. Чапыгина, О. Форш и других мастеров советского исторического романа. Горький многообразно пропагандировал и популяризировал исторические знания, постоянно указывая на их воспитательную роль (статьи «Народ должен знать свою историю», 1931, «Знать прошлое необходимо», 1935, и многие другие). В 1917-1921 годы Горький организует охрану памятников культуры, искусства, архивов, библиотек. В 30-е годы он выступает как инициатор и организатор работы по созданию «Истории гражданской войны в СССР», серии книг «История фабрик и заводов». Начинания Горького показали его широкую эрудицию в области истории, укрепили связи с советскими историками. Горький оказывал помощь в работе над мемуарами А. Бадаеву, Н. Буренину, П. Заломову и другими революционерам. Под его редакцией начали выходить историко-литературные и биографические серии («История молодого человека 19 в.», «Исторические романы», «Жизнь замечательных людей» и др.). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Сочинения: Собр. соч., т. 1-30, М., 1949-55; История рус. лцт-ры (Архив А. М. Горького, т. 1, М., 1939). Литература: В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, док-ты, 2 изд., М., 1961; Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1948; Луначарский А. В., Статьи о Горьком, М., 1938; Шаумян С. Г., Литературно-критические статьи, M., 1952; M. Горький в эпоху революции 1905-07 гг. Мат-лы, воспоминания, исследования, М., 1957; А. М. Горький и создание истории фабрик и заводов. Сб. док-тов и мат-лов, М., 1959; Летопись жизни и творчества А. М. Горького, т. 1-4, М., 1958-60; Хамов К. H., A. M. Горький и историч. наука. Горький, 1958; Найда С. Ф. и Рыбаков М. В., Роль А. М. Горького в организации издания "Истории гражданской войны в СССР", "ВИ", 1958, No 8. Вернуться на главную страницу Максима Горького
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |